Ученые из ИТМО разработали новый способ создания бактерицидных наночастиц

Изображение: (cc0)
Научные исследования

Бактерицидные свойства наночастиц латуни, образующихся под воздействием ультразвуковых импульсов, открыли исследователи из Санкт-Петербургского университета ИТМО, сообщает 26 ноября ТАСС.

Один из соавторов исследования, профессор ИТМО Михаил Носоновский рассказал о проведенной работе: «Наночастицы из латуни хорошо подходят для создания бактерицидных средств. По сравнению с пластиной той же массы, что и частицы, последние имеют гораздо большую площадь активной поверхности. Нам было интересно улучшить их бактерицидные свойства, и мы применили для этого ультразвук».

Известно, что ионы многих металлов, проникая внутрь микробов, уничтожают их. В частности, сильными антибактериальными свойствами обладают, в том числе входящие в состав латуни оксиды цинка и меди, поэтому их используют как покрытие медицинских приборов, а также добавляют в дезодоранты, зубные пасты, косметику и гигиенические средства.

Химики ИТМО разработали довольно простую и дешевую технологию создания комбинированных наночастиц с широкими антимикробными свойствами, вырабатывающие одновременно ионы цинка и меди. Сделать это открытие им помогло наблюдение за действием ультразвука на поверхность латуни при очистке мединструментов.

Эксперименты и расчеты ученых показали, что ультразвуковые волны порождают микроскопические пузырьки, которые, воздействуя на поверхность латуни, меняют в сплаве расположение атомов меди и цинка. При этом атомы выстраиваются в узкие полосы, и в латуни возникают области, где преобладают атомы одного или другого металла.

Эксперименты с культурами болезнетворных бактерий показали, что такая обработка резко повышает бактерицидные свойства латунного покрытия, расширяя область микроорганизмов, которые оно подавляет. При этом изменение частоты и интенсивности ультразвука изменяет бактерицидные свойства латуни, позволяя создавать материал, «настроенный» на уничтожение конкретных видов микробов.

Открытые учеными свойства наночастиц латуни позволяет использовать его для создания бактерицидных повязок и иных медицинских материалов, ускоряющих заживление ран и защищающих их от развития бактериальных инфекций.

Результаты своего исследования ученые ИТМО опубликовали в научном журнале Ultrasonics Sonochemistry.