В Пермском Политехе разработали инновационное антигололедное покрытие
Дорожные покрытия на основе полиуретана и композитов из щебня предложили использовать для снижения скользкости дорог и уровня автомобильных аварий ученые из Пермского национального исследовательского политехнического университета, 14 марта сообщает научно-популярный портал Naked Science.
Инновационное покрытие предлагается использовать для откосов автомобильных дорог и конусов мостов в местах, известных как наиболее опасные из-за большого количества ДТП. Разработчиками уже получены восемь патентов на ускоренный способ изготовления макрошероховатых дорожных покрытий.
Результаты разработки и исследований свойств нового материала, выполненные совместно со специалистами АО «ОргСинтезРесурс» (Москва), Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и ФАУ «РОСДОРНИИ», были опубликованы в журнале AIP Conference Proceedings.
Профессор кафедры автомобилей и технологических машин Пермского Политеха, доктор технических наук Андрей Кочетков рассказал: «Чтобы снизить скользкость дорог, сейчас создают покрытия на основе эпоксидных смол или полиуретанов объемного отверждения. Мы впервые предложили применять полиуретаны пленочного отверждения. Кроме того, их можно использовать в качестве фрикционных материалов для обеспечения безопасности движения грузовых и специальных автомобилей».
Разработчики проверили технологию изготовления нового покрытия на соответствие требованиям современных технических регламентов и других нормативных документов. Требования безопасности в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» оцениваются в виде допустимого риска причинения вреда.
Для оценки риска критических значений коэффициента трения разработанного покрытия ученые смоделировали различные макрошероховатые текстуры, которые получают с помощью распределения зернового каменного материала на быстрозатвердевающие слои полиуретановых смесей.
Экспериментальные исследования разработанных дорожных покрытий в реальных условиях проводились на опытных участках в Саратовской области в содружестве с ФАУ «РОСДОРНИИ». Исследования показали высокий коэффициент сцепления у нового материала на всех участках дорог и при использовании всех фракций.
Проект исследователей из Пермского Политеха и АО «ОргСинтезРесурс» признан лучшей разработкой дорожного хозяйства РФ на конкурсе союза работодателей «АСПОР».