Зачем Le Point вспоминает о «человеческом зоопарке» 1889 года в Париже

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
Эйфелева башня и Марсово поле в Париже
Эйфелева башня и Марсово поле в Париже

О 130-летии «человеческого зоопарка» на Марсовом поле, открытого в честь Всемирной выставки в Париже, вспоминает 5 мая издание Le Point.

5 мая 1889 года под Эйфелевой башней в экзотической деревне расположились около 400 живых «экспонатов» из Африки, Новой Каледонии и Вьетнама. Эта «этнологическая» экспозиция, показывающая коренных жителей французских колоний в их «естественных условиях» стала главной достопримечательностью Всемирной выставки в Париже.

Подобные зоопарки были не редкостью в Европе и США и продолжались до II мировой войны. Они функционировали в Лондоне, Нью-Йорке, Антверпене, Барселоне, Милане, Варшаве и Гамбурге. Последний из них открылся в 1958 году в Брюсселе. Зачастую аборигенов показывали в рамках выставки достижений колониальных экономик. Однако подчеркивание их примитивно-дикарского образа жизни уличает устроителей во вполне расистских подходах. Так, выходцы из Африки выставлялись рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение.

Сегодня во многих европейских городах стоят дорогие памятники жертвам работорговли, которые призваны напоминать современным жителям о совершенных их предками преступлениях, а бывшим жителям колоний — о перенесенных страданиях. Постоянная идентификация себя с жертвой иногда в реальности принимает абсурдный характер и отнюдь не способствует мирному существованию в духе мультикультурализма. И всё же, для чего вновь и вновь происходит медиатизация жертв всяческого насилия? Не для того ли, чтобы привести к всеобщему покаянию и полному отрицанию своей национальной истории? Ведь, наряду с виктимизацией населения, из образовательных и культурных программ полностью исключено обращение к героическим страницам национальной жизни, которыми можно было бы гордиться.

Именно так отреагировали на статью читатели Le Point. «Не стоит переписывать историю. Не стоит судить прошлое по нашим сегодняшним критериям добра. Не стоит писать тенденциозных статей», — пишут комментаторы.

«Французы тогда были расистами? Конечно, но не больше, чем сегодня. Эта выставка является логическим следствием просветительского универсализма и веры в превосходство западной цивилизации. Поскольку анахронизм — главный грех в исторической науке, желание судить наших предков с точки зрения текущих ценностей выглядит отвратительно. Скрытая цель этой статьи, возложить вину на нас, также отвратительна», — пишет читатель.

Под статьей много таких отзывов. Читатели отмечают, что ведущие французские СМИ почему-то не обсуждают современные виды рабства, такие как коммерциализация детей и генетического материала, участие в эксгибиционистских передачах на телевидении, демонстрацию женщин в витринах Амстердама и, наконец, реальное рабство, до сих пор не изжитое в странах третьего мира.

«В 1889 году французы были не такими, как сегодня, несчастья в нашей стране были в самом разгаре, 30 лет спустя наши генералы отправят молодежь в мясорубку (14–18 гг.), еще через 20 лет нацисты уничтожат миллионы людей в лагерях, и да, мы в Европе, вы хотите рассказать обо всех несчастьях, с которыми сталкивается рядовой гражданин?

Давайте расставим точки над «и» попробуем вернуться к здравому смыслу; и если бы нас с нашим критическим взором перенесли в прошлое в 1889 год, у нас было бы впечатление, что мы живем на другой планете.

И да, цивилизация развивается и будет развиваться еще быстрее, готов поспорить, что через 100 лет наши потомки скажут, что мы были действительно дураками, имбецилами и просто ужасными…», — размышляет читатель.

Напомним, с начала 2000-х раз в год 5 мая ведущие СМИ эмоционально вспоминают о колониальном прошлом Франции, ничего не сообщая о современных видах порабощения народов, французского в том числе.

Комментарий редакции

Не стоит поспешно обвинять комментаторов в бесчувствии и расизме. Для большинства наших современников рабство — абсолютное зло и позор. Кроме того, вопрос о коллективной ответственности негативно воспринимается в современном либеральном тренде. Стоит ли призывать к покаянию тех, чьи предки жили ненамного лучше рабов?

Но и придерживаясь противоположных взглядов, можно ли назвать удачной, например, «денацификацию» Германии, направленную на простых людей и никак не затронувшую англо-саксонских представителей капитала, родоначальников фашизма? Ведь ни один из тех, в чьих интересах осуществлялась политика колониализма, кто финансирует абсолютно все войны, кто продолжает ограбление населения планеты, не пострадал.

Вопрос о регулярных антигуманистических сбросах в истории Запада очень сложен. Происходят ли они из самого духа капитализма, или связаны с еще более ранними корнями западной цивилизации? Только поняв истоки зла можно что-то изменить в обществе. Призыв же «каяться», не касаясь сути, разоблачает желание заставить «платить».

Ведь если нации настолько преступны, то их нужно уничтожить? Настоящие создатели Евросоюза с Уолл-стрит уже говорили о том, что в развязывании двух мировых войн виноват не империализм, а нации как таковые, которые «являются распространителями микробов разделения и войн». Похоже, что заход в данной статье носит именно такой, антинациональный характер, и читатели почувствовали подвох.