Ватикан запоздало высказался по поводу скандала с абортами в Италии
Свою позицию в отношении политики абортов в Италии с некоторым опозданием высказал Ватикан. Об этом 22 апреля сообщает американский католический портал Crux.
После того как Ватикан, по-видимому, в значительной степени избегал участия в дебатах по поводу итальянской политики абортов, он с опозданием вступил в борьбу, что воспринимается критиками как, по крайней мере, косвенная поддержка предложения правоцентристского правительства страны.
Аборты легализованы в Италии с 1978 года, и с тех пор принципиальная допустимость данной процедуры является вопросом широкого общественного консенсуса. Политические разногласия касаются в основном того, насколько государство должно быть активно в продвижении альтернатив аборту.
Недавно правящая консервативная коалиция под руководством премьер-министра Джорджии Мелони предложила разрешить группам защиты жизни становится консультантами финансируемых государством клиник планирования семьи, где женщины, желающие сделать аборт, должны получить справку, подтверждающую состояние их беременности.
Эта идея вызвала яростную реакцию со стороны прогрессистов и защитников прав женщин в Италии.
«Намерение ясно: сделать аборт еще более [психологически] болезненным, потому что речь идет о том, чтобы заставить женщину, пришедшую в клинику сделать аборт, столкнуться с этими так называемыми „ассоциациями“, которые пытаются ее отговорить», — уверена видный деятель левоцентристской Демократической партии Италии Беатрис Лорензини.
Маурицио Ландини, лидер крупнейшего профсоюза Италии, заявил, что эта мера «стремится помешать женщинам принимать решения относительно своего тела».
«Мы наблюдаем очень опасный регресс, — сказал Ландини. — Это логика командования и контроля».
Ландини объявил, что итальянские профсоюзы планируют провести 23 апреля акцию протеста возле штаб-квартиры итальянского Сената, чтобы возразить против предложенной меры. Законопроект, уже принятый нижней палатой Италии, сейчас находится на рассмотрении Сената, где он, как ожидается, будет одобрен.
Представители правительства и консервативные политики попытались преуменьшить значение этого спора, настаивая на том, что предложение включить группы защиты жизни в число ресурсов, доступных клиникам, не более чем применение положения первоначальной резолюции 1978 года, в которой говорится, что одна из целей государства в том, чтобы «помогать преодолеть факторы, которые могут привести к прерыванию беременности женщины».
Пока эти дебаты набирали силу, итальянские епископы и Ватикан по большей части хранили молчание. Некоторые наблюдатели объясняют сдержанность предполагаемой напряженностью между епископами и основными группами страны, выступающими за аборты, тем, что критики абортов чрезмерно агрессивны и чрезмерно подвержены влиянию своих американских коллег.
Однако 20 апреля итальянский кардинал Пьетро Паролин, занимающий должность государственного секретаря Ватикана, нарушил молчание и дал комментарий журналистам в кулуарах конференции в Папском городском университете Рима по управлению церковными благами.
На просьбу прокомментировать предложение правительства Паролин ответил, что не хочет вдаваться в «технические детали» предложения. Тем не менее он прокомментировал его суть.
«Мы за жизнь, а также за все те инструменты, которые могут помочь подтвердить право на жизнь, прежде всего для женщин, оказавшихся в трудной ситуации», — заявил Паролин.
Для большинства итальянских обозревателей этот комментарий был воспринят как демонстрация поддержки предложения правительства. «Ватикан благословляет меры против абортов», — так газета Il Giornale озаглавила свое сообщение.
Дебаты в Италии начались не только вскоре после того, как Ватикан опубликовал документ Dignitas Infinita, в котором аборты названы «серьезной и прискорбной» практикой, но и разворачиваются в то же время, когда Европейский парламент недавно проголосовал за включение доступа к абортам в «Хартию основных прав человека».
Хотя голосование было довольно однозначным: 336 парламентариев высказались за и 163 — против, оно, скорее всего, не окажет немедленного воздействия, поскольку все 27 государств-членов ЕС должны будут одобрить поправку к Хартии, а Польша и Мальта уже дали сигнал, что они этого не сделают.