Катар потребовал от ЕС 20-летних контрактов на поставку СПГ
Покупать сжиженный природный газ (СПГ) в последующие 20 лет для снятия рисков с переходом на «зеленную» энергетику потребовал от Евросоюза Катар, однако ЕС в этом случае придется нарушать собственные декларации по отказу от долгосрочных контрактов на газ и в целом от ископаемого топлива в долгосрочной перспективе, заявил глава Центра развития энергетики Кирилл Мельников, 25 июня пишет газета «Известия».
«Европейцы находятся в ситуации, когда им придется нарушать собственные декларации по отказу от долгосрочных контрактов на газ и в целом от ископаемого топлива в долгосрочной перспективе. Кроме того, европейские компании также не хотят рисковать и стремятся получить от своих правительств гарантии, что спрос на газ будет долгосрочным», — заявил Мельников.
Мельников считает, что Катар может торговаться, так как у него при существующем дефицит СПГ на рынке есть уже азиатские покупатели, например, Китай, которые готовы заключить с Катаром долгосрочные контракты на поставку газа.
Эксперт сообщил о возможном компромиссе при вхождении французской нефтегазовой компании TotalEnergies и итальянской нефтегазовой компании Eni в проект расширения СПГ-мощностей в Катаре. От данного проекта компании получат по 6,25% в проекте и offtake-контракт на 2 млн тонн СПГ в год, при этом СПГ предназначен для европейского рынка, однако в любой момент может быть перенаправлен в Азию.
Мельников подчеркивает, что это мизерный объем газа, необходимый Европе. Катар не сможет покрыть потребности ЕС, так как для замещения объемов российского газа им нужно по меньшей мере 40 млн тонн в год.
При непостоянной газовой политике Европы Катар все же не хочет рисковать. В планах Катара до 2027 года увеличить производство СПГ до 126 млн тонн, но нужно ли это будет в 2027 году, ему непонятно. Однако у Катара появилась возможность хоть частично, но занять европейский рынок после ухода с него «Газпрома».
Учитывая возникший дефицит газа, Катар начал усиленно торговаться с Европой и ставить свои условия. Страны Евросоюза придерживаются своих планов по декарбонизации, но в сложившихся условиях их будет трудно реализовать. А через 20 лет при значительном импорте газа реализовать их Европе будет еще сложнее.