Специалисты высказали сдержанные оценки запуска Falcon-Heavy
Специалисты космической индустрии сдержанно оценивают результаты запуска ракеты-носителя Falcon-Heavy, 8 февраля сообщает «Российская газета».
Прежде всего — эта ракета не является самой грузоподъемной в истории. Американская ракета-носитель «Сатурн-5», использовавшаяся при реализации программы «Аполлон» и при запуске станции «Скайлэб», позволяла выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) полезную нагрузку массой в 140 тонн. Советская ракета Н-1, также в конечном варианте предполагавшаяся для использования в лунной программе, позволяла выводить на НОО 95 тонн. Наконец, ракета носитель «Энергия» выводила на НОО 105 тонн.
Масса же нагрузки, которую доставляет на околоземную орбиту Falcon-Heavy, составляет 63,8 тонн. Однако эта величина относится к одноразовому варианту, не предполагающему возвращения блоков первой ступени. Испытанный же частично многоразовый вариант выводит на орбиту только 30 тонн. Что хоть и превосходит характеристики самой грузоподъемной из использующихся на сегодня ракеты-носителя Delta-IV Heavy (22,5 тонн), но далеко не на «революционную» величину.
Также многочисленные эксперты пока сомневаются в экономической целесообразности Falcon Heavy. Для вывода на орбиту существующих сегодня космических аппаратов вполне достаточно и мощностей других существующих на данный момент ракет. Для осуществления же пилотируемых полетов на Луну характеристик Falcon-Heavy явно недостаточно. Что, кстати, признал и сам Маск, объявив об отказе от развития этой ракеты до пилотируемого варианта и о работах над более тяжелым носителем Big Falcon Rocket (BFR).
С помощью BFR, если проект окажется успешным, можно будет доставлять на НОО полезную нагрузку массой в 150 тонн. Однако эта ракета будет уже не продолжением линейки, начатой предыдущими разработками, Falcon 9 и Falcon Heavy, а принципиально новым изделием. При работе над которым придется решить ряд гораздо более сложных технических проблем.
Таким образом, реальные перспективы применения данного носителя «уже завтра» пока весьма сомнительны.
Однако следует признать и очевидные достижения. Так, решение задачи обеспечения многоразовости даже только блоков первой ступени уже способствует существенному снижению стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту. Заслуживает внимания и схема, при которой более тяжелая ракета (для которой и задач пока существенно меньше) является не самостоятельной конструкцией, а создается на основе блоков, способных осуществлять самостоятельный полет с меньшей и более часто встречающейся нагрузкой.
Наконец, безусловной заслугой Маска является определенная «провокативность» его деятельности, благодаря которой в мире, фактически, начинается новая «космическая гонка». Которая может послужить началом и нового витка развития космических интересов всего человечества, и тем фактором, который подтолкнет руководство российской космической отрасли к более активной деятельности
Напомним, что в январе на пленарном заседании 42-х Королёвских чтений Генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам Е. А. Микрин представил облик российского сверхтяжелого носителя, который должен обеспечить выведение полезных грузов массой до 90 тонн на НОО и не менее 20 тонн на окололунную полярную орбиту. На том же заседании Генеральный директор и Генеральный конструктор АО «ГРЦ Макеева» В. Г. Дегтярь представил проектный облик носителя «Корона». Этот носитель интересен тем, что нагрузка в 7,5 тонн (что фактически соответствует массе космического корабля «Союз») выводится на орбиту полностью многоразовой одноступенчатой ракетой.