Эксперты прокомментировали отказ от перемирия с партизанами ELN в Колумбии
Возможные причины, по которым в Колумбии не состоялось многообещающее перемирие с партизанами ELN, назвал ряд экспертов по Латинской Америке, 5 января передает CNN.
Президент Колумбии Густаво Петро объявил о прекращении огня 31 декабря, дав надежду многим общинам, страдающим от насилия.
Президент сообщил, что в течение шести месяцев, начиная с 1 января, будет действовать перемирие с ELN и четырьмя другими вооруженными группировками.
«Основной целью режима прекращения огня будет прекращение гуманитарного воздействия… прекращение наступательных действий и недопущение вооруженных столкновений между правоохранительными органами и незаконными организациями», — говорится в заявлении.
Объявление приветствовали многие, в том числе Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш.
Три дня спустя ELN заявила, что двустороннего соглашения о прекращении огня с правительством Колумбии не было. «Делегация ELN не обсуждала с администрацией Густаво Петро какие-либо предложения о двустороннем прекращении огня, поэтому по этому вопросу до сих пор нет согласия», — говорится в заявлении ELN от 1 января.
После этого Густаво Петро встретился с министрами обороны, внутренних дел и верховным комиссаром по вопросам мира, чтобы проанализировать позицию повстанческой группировки, состоящей примерно из 2400 бойцов. Министр внутренних дел Колумбии и официальный представитель правительства Альфонсо Прада Хиль объявил на пресс-конференции, что исполнительный указ о прекращении огня с ELN был приостановлен.
«Очевидно, что провозглашать прекращение огня с несколькими организациями, не договорившись об этом со всеми, а также не имея протоколов наблюдения, является ошибкой. Было бы ошибкой привязывать международное сообщество к чему-то, что еще не согласовано сторонами, но мы уже в этом», — прокомментировал происходящее политолог Леон Валенсия.
Полковник армии в отставке Луис Альберто Вильямарин заявил, что двустороннее заявление Петра имело неприятные последствия. «Он считал, что таким ходом он собирается подчинить себе ELN. Потому что единственное средство, которое есть у ELN для давления в ходе переговоров, — это именно их террористические действия. И если ELN возьмет на себя обязательство о двустороннем прекращении огня, это помешает им быть сильными за столом переговоров», — сказал Вильямарин.
«Единственный аргумент, который есть у ELN, — это терроризм, и г-н Петро думал, что сможет отобрать его у них, связав им руки», — сказал полковник в отставке. — «Это было рассчитано, но ELN ответила тем же».