Иранские зороастрийцы отметили великий праздник середины зимы — Сэдэ
Праздник середины зимы Сэдэ отметили последователи зороастрийской веры в Иране в ночь с 30 на 31 января традиционным возжиганием огромных костров, пишет Tehran Times.
Название праздника взято от персидского числительного «сэд» (сто), означающего 50 днеи и 50 ночей до Новруза — иранского нового года, который приходится на весеннее равноденствие (21–22 марта).
Согласно персидской мифологии, праздник приурочен к открытию огня вторым царем мира Хушенгом, который высек огонь из скалы, бросив камень в дракона. Так повествует об этом персидский поэт Фирдоуси, живший в X-XI веках, в поэме «Шахнаме»:
Не дрогнул Хушенг, быстроумный герой;
Он, камень схватив, бурно ринулся в бой;
Взмахнул им во всю богатырскую мочь;
Отпрянуло чудище, кинулось прочь.
Ударился камень о крепкий гранит, —
Гранит раскололся и камень разбит.
И брызнул огонь из осколков камней,
Стал темный гранит багряницы красней.
Дракона могучий Хушенг не настиг, —
Но тайну огня разгадал он в тот миг.
…
Горело огромное пламя всю ночь,
Сидел пред огнем он с мужами всю ночь.
За чашей вина веселились они;
Тот праздник зовется Сэдэ искони.
Газета со ссылкой на экспертов пишет, что в зороастрийских священных текстах нет упоминания об этой церемонии. По мнению некоторых историков, старейшая в мире монотеистическая религия, зороастризм, возникла еще до появления праздника Сэдэ.
Для освещения огромного открытого огня, зороастрийские жрецы (мобеды) читают стихи из священной книги зороастрийцев Авесты. Они всегда одеты в белые хлопчатобумажные балахоны, штаны и шапочки, в знак чистоты и опрятности.
На праздничных шествиях помимо изображения пророка Заратустры зороастрийцы несли портрет верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи.
Для сохранения традиционного иранского праздника, в мае 2020 года он был добавлен в список национального нематериального культурного наследия Ирана.