Возобновление ядерной сделки с Ираном находится под вопросом — NYT

Жорж Кройгаярт. Уныние
Жорж Кройгаярт. Уныние

За несколько дней до инаугурации нового президента Ирана администрация Байдена пессимистично оценила шансы на быстрое восстановление ядерной сделки. Об этом 31 июля пишет The New York Times.

Вашингтон опасается, что Тегеран готовит новые требования для сделки с США и одновременно ускоряет ядерные исследования. 5 августа вступает в должность новый президент Исламской Республики Иран Ибрахим Раиси. О нем на Западе говорят, как о «хардлайнере», то есть стороннике жесткой линии.

«Американские переговорщики, частично основываясь на заверениях уходящего иранского правительства, полагали, что они находятся на пороге достижения соглашения… В июне они были настолько уверены в неизбежности очередного раунда переговоров, что ведущий американский переговорщик оставил свою одежду на складе в отеле в Вене, где переговоры проходили через европейских посредников в течение последних четырех месяцев», — отмечают в издании.

«Этого раунда так и не произошло. Международные инспекторы были практически лишены возможности что-либо проверить. На крупнейшем иранском объекте по обогащению в Натанзе центрифуги вращаются со сверхзвуковой скоростью, начиная обогащать небольшое количество ядерного топлива почти до оружейного уровня. На других заводах часть урана конвертируется в металлическую форму — для медицинских целей, настаивают иранцы, — хотя эта технология также используется в мире для создания боеголовок», — пишет The New York Times.

Отметим, согласно совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) Иран отказывался от своей изначальной ядерной программы, которая в теории могла обеспечить республике обогащение урана до оружейных концентраций, а США и ЕС отказывались от целого ряда санкций в отношении Исламской Республики.

Поскольку быстро это сделать было сложно, то после утверждения СВПД Совбезом ООН, Обама даже направил в Тегеран самолет с денежной наличностью. В принятии решения по СВПД кроме США и Ирана участвовали Россия, Китай, Великобритания, Германия и Франция.

Полноценной разрядки не случилось, Тегерану передали заблокированные денежные средства. При этом ЕС и Россия с трудом налаживали экономическое взаимодействие с Ираном. В интервью 2015 года Обама с откровенным разочарованием и даже некоторой тоской говорил о том, что дальнейшего движения на иранском направлении не предвидится.