«Цифровизация школ вернет Россию в сословное общество» — эксперт РВС

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Цифровизация
Цифровизация

Предупреждение о неизбежности сползания России в сословное общество при цифровизации школьного образования прозвучало в ходе работы круглого стола в Общественной палате Нижегородской области по проблемам дистанционного образования школьников и студентов, материалы которого недавно стали доступны в видеоформате на сайте учреждения.

Выступавший с результатами исследования сотрудник Нижегородского университета Лобачевского Никита Барабаш, отметил, что «Переход на дистанционное обучение привёл к ощутимому падению качества всеобщего бесплатного образования. Чтобы компенсировать это падение родители вынуждены были выполнять роль школьных педагогов, опираясь на свои знания и способности. Более обеспеченные родители напрямую обращались к репетиторам. Таких возможностей были лишены люди из менее образованных и менее обеспеченных групп населения, а их дети в силу своего социального положения оказались поражены в праве на получение качественного образования».

Это же отмечали и выступавшие до и после него представители родительских организаций.

Опыт дистанта, по мнению докладчика «заставил российское общество поставить вопросы о последствиях и целях цифровизации школ и вузов». Опираясь на зарубежный опыт, выступавший показал, что «обеспеченные семьи (в т. ч. руководство крупнейших IT-компаний) предпочитают для своих детей дорогостоящее очное образование, поскольку оно формирует необходимые для лидерства когнитивные способности. В свою очередь, „экранное“ обучение предлагается детям из бедных городов в целях экономии».

С убедительным выводом о связи цифровизации школы с формированием в России нового сословного общества не согласился ведущий круглого стола — ректор Нижегородского строительного университета, председатель комиссии ОПНО по вопросам развития образования и культуры Андрей Лапшин. В качестве аргумента он сослался на Конституцию РФ, по которой все граждане равны. Однако симпатии слушателей были на стороне докладчика. В чате конференции были опубликованы многочисленные слова поддержки молодому ученому, предупреждавшему о негативных социальных последствиях дистанта.

«Зарубежный опыт, российский опыт дистанционного обучения, материалы официальных российских изданий, а также высказывания российских идеологов цифровой трансформации образования однозначно говорят о том, что цифровизация школ и вузов порождает социальную сегрегацию, т. е. формирует в России новое сословное общество» — подытожил Никита Барабаш.