1. Реальная Россия
  2. Научные достижения
Москва, / ИА Красная Весна

В МГППУ узнали, как помочь детям с аутизмом лучше понимать учителя

Изображение: (сс) Caleb Woods
Ребенок
Ребенок

Психофизический тест «Слова в шуме», который поможет родителям и педагогам в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС), разработали ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), сообщает 1 октября сайт Десятилетия науки и технологий в России.

Тест помог сотрудникам МГППУ узнать особенности слухового восприятия детей с РАС. Оказалось, что таким детям шум мешает воспринимать речь и этот феномен не зависит от уровня интеллекта ребенка и не вызывается нарушением у него слуха.

Ученые МГППУ создавали тест «Слова в шуме» на основе экспериментальной парадигмы. Ребенку при тестировании через наушники называются слова, а он должен повторить их вслух. Эти слова были выбраны специалистами, исходя из частоты их встречаемости в повседневной речи и соответствия лексике детей младшего школьного возраста.

При этом на аудиозаписи слова сопровождаются шумом различной громкости двух типов. Один — непрерывный, как шум водопада или скоростного шоссе. Второй — изменяющийся по уровню громкости с краткими перерывами, напоминающий речь одновременно говорящих людей.

В исследовании теста участвовали дети младшего школьного возраста с аутизмом и без него. Результаты показали, что детям с РАС, в том числе с хорошо развитыми когнитивными способностями, шум мешает понимать речь. Такая ситуация возможна и в классе, когда дети с РАС не могут понять слова учителя из-за шума вокруг них.

Сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи МГППУ Кирилл Фадеев рассказал о возможностях теста:

«Сейчас мы используем этот тест в исследовательских целях, однако потенциально он может использоваться и в практике специалистов, работающих с детьми с РАС — логопедов, клинических психологов, врачей, — для выявления детей со специфическими трудностями восприятия речи».

Помочь детям с РАС лучше воспринимать информацию в шумной обстановке можно, считают исследователи, если использовать FM-системы, включающие удаленный микрофон (у учителя или родителя) и приемники-наушники (у ребенка). Наушники передадут голос говорящего прямо к уху ребенка, увеличивая соотношение сигнал — шум, но не заглушая окружающие звуки.

«В России FM-системы применяются при обучении детей с нарушениями слуха, однако их применение для детей с РАС с целью компенсировать трудности восприятия требует тщательного изучения, которое и является одной из целей нашего проекта», — пояснила заведующая Лабораторией комплексного исследования речи Ульяна Мамохина.