Американист: США реанимируют доктрину Монро под китайский вызов

Мировой жандарм. Советский плакат
Мировой жандарм. Советский плакат

Апелляции госсекретаря США Рекса Тиллерсона к доктрине Монро означают дальнейшую эскалацию в глобальном противостоянии с Китаем, рассказал эксперт по американской внутренней и внешней политике Арыстан Сиралиев 7 февраля в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Перед тем, как начать свое турне по странам Латинской Америки, Тиллерсон выступил с программной речью, в которой он открытым текстом говорит об актуальности для сегодняшнего дня доктрины Монро. Сиралиев объяснил ее историческое значение: «Эта внешнеполитическая докрина двухсотлетней давности, назвавшая все Западное полушарие зоной влияния США, считалась ответом на колониальную экспансию европейских держав. Стратегический курс на установление гегемонии США в регионе, реализуемый в течении XIX века всеми президентами США, вне зависимости от партийной принадлежности, в итоге привел к тому, что американцам удалось вытеснить из Латинской Америки своего главного конкурента — Испанскую империю, в ходе Испано-американской войны 1898 года, в результате которой США сами стали колониальной державой в прямом смысле этого слова. Страны же, ранее получившие независимость от Испании в результате войн Боливара, оказались в зоне влияния США».

Теперь же, по мнению Сиралиева, американское руководство рассматривает экономическую экспансию Китайской Народной Республики в Латинской Америке в качестве вызова, аналогичного испанскому: «В своей речи Тиллерсон упрекает китайцев в империализме, говоря об их стремлении использовать экономическое влияние для того, чтобы перетянуть южноамериканские страны в свою орбиту. США же, по Тиллерсону, выступают в роли защитника региона от возвращения империалистического прошлого. А это уже дословное повторение доктрины Монро, которая тоже в XIX веке позиционировалась в качестве антиимпериалистической».

На вопрос корреспондента ИА Красная Весна о том, как именно озвученная позиция повлияет на действия американцев в регионе, Сиралиев ответил следующим образом: «Здесь просятся на память события семилетней давности. Я говорю о так называемой „арабской весне”. Ведь чем же это было? Хотя администрация Обамы явным образом не ссылалась на опыт позапрошлого века, она по факту решала ту же задачу — вытеснение КНР из региона, в котором он к тому времени успел обзавестись определенными экономическими и политическими плацдармами. Тот факт, что администрация Трампа пытается говорить на более традиционном языке отнюдь не означает, что она собирается отказываться от наработок предыдущих администраций в сфере смены режимов. Нынешняя ситуация в Венесуэле тому подтверждение».

Напомним, важным результатом «арабской весны» в странах, где перевороты увенчались успехом, стала политическая (а нередко и физическая) расправа над государственными деятелями и предпринимателями, наиболее активно сотрудничавшими с инвесторами из КНР.