Эксперт из ФРГ назвал последствия возможного отказа от российского газа
В случае отказа от российского газа немедленной экономической катастрофы не произойдет, но следующей зимой возможен промышленный спад и резкий рост цен на электроэнергию, заявил руководитель отдела прогнозирования Кильского института мировой экономики (Германия) Клаус-Юрген Герн, 26 февраля сообщает информационное агентство TT.
Герн считает, что Россия может «перекрыть кран» в качестве контрмеры, если ЕС введет действительно серьезные санкции. Эксперт также не исключает возможность введения странами ЕС газового эмбарго.
«Это оказало бы довольно значительное влияние на цены и экономику не только для Германии, но и для всех стран, которые импортируют газ и нефть», — подчеркнул Герн. По мнению эксперта, это не приведет к немедленной экономической катастрофе.
Отмечается, что запасы природного газа в Евросоюзе в 2022 году начали нормализоваться после кризисных уровней осенью 2021 года. Кроме того, на европейском континенте в связи окончанием зимы снижается потребность в отоплении. По словам Герна, летом потребление газа в ЕС обычно составляет 30-40% от потребления зимой.
«Возможно, в ближайшие месяцы мы могли бы обеспечить промышленность и домохозяйства электроэнергией и газом из тех запасов, которые у нас есть, и за счет поставок из других источников. А вот осенью это будет проблематично», — сказал Герн. Он добавил, что европейским странам в следующие несколько месяцев придется попытаться найти способы заменить как можно больше российского газа.
Подчеркивается, что увеличение поставок газа из других источников ограничены. Добыча газа в Западной Европе в принципе уже настолько высока, насколько это возможно на существующих мощностях. А возможность нарастить импорт сжиженного природного газа (СПГ) ограничена, в том числе, мощностью СПГ-терминалов. Чтобы расширить потолок мощностей СПГ-терминалов для приема больших объемов, потребуется не менее трех-пяти лет.
В некоторой степени может помочь увеличение производства угольной энергии, а также продление срока эксплуатации последних шести атомных электростанций в Германии, которые планируется вывести из эксплуатации к концу 2022 года. Герн считает, что политически возможно получить поддержку на продление эксплуатации даже среди противников атомной энергетики на год или два.
Указывается, что всего этого будет недостаточно. В Германии на природный газ приходится не только около 15% электроэнергии и тепла. Природный газ также является важным сырьем для тяжелой промышленности Германии, в том числе для производства стали и удобрений.
«У нас, вероятно, будет промышленный спад, и тогда затраты для немецких домохозяйств будут значительными», — сказал Герн.
Главный экономист немецкого исследовательского центра Oxford Economics Оливье Ракау также считает маловероятным эмбарго на российский газ, уголь или нефть. «Это будет массовая эскалация, инструмент, который даже не применялся во время холодной войны. Это не то, что мы считаем особенно вероятным сценарием», — сказал Ракау.
Ракау также не верит, что Россия остановит подачу газа. По его мнению, это возможно только в том случае, если ущерб, причиненный войной, приведет к прекращению поставок.
«Есть небольшой такой риск. Но им нужны доходы от газа, и у них нет инфраструктуры, чтобы продавать его другим странам, таким как Китай», — пояснил эксперт.
По словам Ракау, если полностью отрезать Россию от европейского рынка, это, вероятно, приведет к значительному росту цен на газ на мировом рынке на длительный период. «И я не знаю, будет ли этот путь устойчивым в долгосрочной перспективе, даже если это политический вопрос, который мы сейчас начали обсуждать», — добавил он.
Ракау также выразил сомнение, что ЕС действительно сможет через несколько лет полностью избавиться от своей зависимости от российского газа. Такой ход событий эксперты Кильского института в своем отчете назвали возможной.
«С момента воссоединения Крыма Россией в 2014 году мы говорили о том, что Германия должна уменьшить свою зависимость от российского газа. Но ничего не произошло», — сказал Ракау.
Согласно отраслевой статистике, зависимость Европы от природного газа, измеряемая как доля от общего потребления энергии, увеличилась с нескольких процентов в 1960-х годах до примерно 25% к 2020 году. Согласно данным Евростата за 2021 год, Россия поставляет 48% от всего импорта газа в ЕС, занимая первое мместо среди поставщиков. Второе место занимает Норвегия с 18%.