Путин снова предложил Пакистану вернуться к проекту газопровода в Индию

Изображение: Пресс-служба президента РФ kremlin.ru
Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф
Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф

Проект СПГ-газопровода из России через Иран и Пакистан в Индию, предложенный президентом России Владимиром Путиным, начало рассматривать правительство Пакистана, 11 июля сообщило агентство Express Tribune.

Сообщается, что главным потенциальным препятствием, которое видят власти Пакистана, являются санкции, наложенные Западом и на Россию, и на Иран, и которые естественно отразятся на Пакистане в случае начала реализации подобного проекта.

Напомним, в 2015 году Москва и Исламабад наметили строительство пакистанского газопровода «Север-Юг», который должен был связать северные районы Пакистана с южным портом Карачи. Этот газопровод должен был связать СПГ-терминалы Карачи с потребителями в Пенджабе. Проект также очевидно имел потенциал продолжения за пределы Пакистана, как в сторону России, так и в сторону Индии.

Однако до сих пор он оказался заморожен, как в силу антироссийских санкций, которых боится Пакистан (имеющий статус ключевого союзника США вне НАТО), а также нестабильности в Афганистане.

В новых условиях маршрут газопровода изменили, включив в него более стабильный и дружественный России Иран. Однако тут необходимо вспомнить о том, что у Ирана с Пакистаном уже есть неудачный опыт строительства совместного газопровода, который также был остановлен под угрозой американских санкций в адрес Пакистана. Тем не менее Иран уже завершил свою часть этого трубопровода до границы с Пакистаном, и теперь над Пакистаном нависла угроза крупного штрафа на $18 млрд (1,6 трлн руб.) за срыв проекта со своей стороны.

Так что, вполне возможно, новый проект с участием России может стать выходом из этой ситуации. Тем не менее, потенциал продолжения газопровода в Индию вряд ли устроит Китай, который также заинтересован в получении российского газа и может оказывать давление на Россию как крупный «покупатель-монополист». Альтернатива в виде Индии очевидно ограничит Китаю эту возможность.

Однако и назвать политику Китая в отношении России безусловной поддержкой супер-стратегического союзника в последнее время уже нельзя. Тут стоит вспомнить и проблемы с проведением платежей, которые устроили России китайские банки и компании, и ряд осложнений с поставками ключевого оборудования, и в целом неоднозначную позицию КНР по отношению к американским санкциям против России.

Как бы то ни было, но в феврале верховный лидер ныне правящей партии Пакистана Наваз Шариф уже заявлял, что Пакистану необходимо как-то налаживать отношения с Индией, подорванные борьбой за Кашмир.

Таким образом, данный проект может натолкнуться на проблемы во взаимоотношениях между едва ли не любыми двумя его прямыми участниками, не говоря уже о косвенных, интересы которых он будет задевать.