ОАЭ отвернулись от США в сторону России и Китая — The Hill
Стратегическое отдаление ОАЭ от США и поворот в сторону России и Китая произошли за последние десять лет, 22 июня отмечается в статье американского издания The Hill.
Как говорится в статье Стивена Бланка, «ткань стратегических связей Америки с регионом Персидского залива изнашивается». За последние два года сразу несколько высоких официальных лиц Америки пытались добиться благосклонности главы ОАЭ Мухаммада ибн Заида Аль Нахайяна к Соединенным Штатам.
Так, например, в июле 2022 года президент США Джозеф Байден, находясь в Джидде, лично пригласил президента ОАЭ с официальным визитом в США. Однако этот приезд не состоялся. Спустя почти год, вместо Аль Нахайяна в Вашингтон приехал лишь брат президента — советник по национальной безопасности ОАЭ, — чтобы встретиться со своим коллегой Джейком Салливаном.
История охлаждения отношений между Эмиратами и Вашингтоном насчитывает не менее десяти лет, отмечает автор. Всё началось с тайных переговоров прошлого президента США Барака Обамы по ядерной сделке с Ираном, которые осуществлялись «за спинами арабских союзников Америки в Персидском заливе». А технологические ограничения, введенные Госдепом и Министерством обороны США при Трампе и Байдене, подтолкнули ОАЭ к сворачиванию планов по приобретению усовершенствованных самолетов F-35 на сумму $20 млрд. Запоздалая реакция США на ракетные удары по ОАЭ из Йемена «еще больше разозлила Абу-Даби».
Как полагает Бланк, в Эмиратах в итоге пришли к выводу, что с «такими друзьями и врагов не надо» — и постепенно повернулись лицом к России и КНР, став крупнейшим торговым партнером этих двух стран в арабском мире. Так, Китай, на сегодняшний день, является крупнейшим ненефтяным торговым партнером ОАЭ, а ОАЭ — вторым по величине торговым партнером КНР.
Кризис в отношениях между США и ОАЭ развивается также и в сфере безопасности. Как полагает автор, ОАЭ действовали в интересах России, устанавливая контакты с группой Вагнера в Ливии и поставляя оружие верховному главнокомандующему Ливийской национальной армии Халифе Хафтару, которого США считают «ренегатом».
Данное «сотрудничество» побудило США в ввести санкции против ряда организаций, базирующихся в ОАЭ. Взаимную неприязнь, полагает автор, также усилило участие Абу-Даби в деятельности группы Вагнера в Судане. Ссылаясь на «сообщения из региона», автор утверждает, что ЧВК «Вагнер» и ОАЭ вместе работали над экспортом золота из Судана в Дубай, где выручка от его продажи пополняла казну ЧВК, суданских повстанцев и посредников из ОАЭ.
Также к агрессивным действиям против ОАЭ со стороны администрации Байдена побудило уклонение Эмиратов от осуждения России за ситуацию на Украине и помощь России в обходе санкций.
Кроме того, разведывательные службы США сообщают о «тревожных и углубляющихся разведывательных отношениях между ОАЭ и Россией», пишет Бланк. Также Вашингтон тревожат и все более тесные отношения в области безопасности между ОАЭ и КНР — так, два года назад разведке США стало известно, что в порту ОАЭ Китай тайно сооружает некий военный объект.
Ряд аналитиков полагают, пишет автор, что одним из факторов, склоняющих ОАЭ в сторону Китая, является всё более тесные связи Эмиратов с китайским телекоммуникационным гигантом Huawei. Проникновение Huawei в ОАЭ, а также растущее партнерство между разведслужбами двух стран «вызывают тревогу у американского истеблишмента», заключает Бланк.
Напомним, 16 июня на полях XXVI Петербургского международного экономического форума состоялась встреча президента ОАЭ Аль Нахайяна с президентом России Владимиром Путиным. Как заявил Путин, «отношения между Россией и Эмиратами развиваются весьма успешно» и «идут на пользу» обоим странам. Этому, по словам Путина, способствовала личная поддержка главы ОАЭ.