Пермский оперный театр не выполнил госзадание и неэффективно тратил деньги
К выводам о невыполнении государственного задания, неэффективном расходовании бюджетных средств, чрезмерно низкой окупаемости постановок, которые имели одноразовый прокат, и другим нарушениям пришли аудиторы контрольно-счетной палаты Пермского края по результатам проверки, проведенной по инициативе ФСБ, 11 января передает корреспондент ИА Красная Весна.
Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств при формировании, финансировании и исполнении государственных заданий ГКБУК „Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского“ за 2015–2017 гг.» была опубликована на сайте Контрольно-счетной палаты Пермского края.
Экспертами было установлено, что в 2016 году театром не был достигнут измеримый результат по «показу спектаклей (театральных постановок)», соответствующий размеру выделенных бюджетных средств в рамках выполнения государственного задания. Средства в объеме, соответствующем не достигнутому показателю, должны будут возвращены в бюджет Пермского края.
Кроме этого отмечены случаи несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств. В частности руководство оперного театра закупало выполнение работ «художественно-творческого характера» у иных хозяйствующих субъектов, хотя должно было обеспечивать их реализацию собственными силами. Отметим, что критики политики руководства пермского оперного театра давно обращают внимание на то, что от постоянной пермской труппы солистов практически ничего не осталось. Исполнять партии за несоразмерно большие гонорары приглашают иностранных исполнителей, заключая с ними разовые договоры. И даже с художественным руководителем театра Теодором Курентзисом заключаются отдельные договоры на «услуги зрелищно-развлекательные», как с не имеющим никакого отношения к театру субъектом. Вероятно, контракты заключаются на дирижирование Теодором Курентзисом собственным оркестром. Так, согласно сайту «Госзатраты», ссылающемуся на «государственную Единую систему в сфере закупок» zakupki.gov.ru за 2014–2018 годы, Пермский оперный театр заключил 27 контрактов со своим же художественным руководителем на сумму 29 миллионов 346 тысяч 346 рублей. При этом большую часть времени Теодор Курентзис проводит в заграничных гастролях, а в пермском оперном театре он выступает всего лишь несколько раз в году.
Аудиторы контрольно-счетной палаты в качестве одного из проявлений неэффективного расходования бюджетных средств также называют низкую окупаемость затрат на создание новых постановок. В среднем за 2015–2017 гг. окупаемость составила 46,4%. При этом больше четверти премьерных спектаклей (26%) показали еще меньшую окупаемость затрат (36,8%), поскольку имели единоразовый прокат.
Помимо театра проверке подверглась и деятельность Министерства культуры Пермского края. Так, было установлено, что Минкульт при формировании госзадания для оперного театра не соблюдал требования законодательства, в результате чего госзадание было составлено некачественно, было допущено некачественное планирование объемов выделяемых средств на его выполнение. В вину Минкульту также было поставлено то, что он до сих пор он не утвердил «Порядок установления льгот для организаций культуры», вследствие чего учреждения культуры, включая пермский оперный театр, сами устанавливают льготы для отдельных категорий зрителей.
Возможно, данное замечание связано с тем, что пермский оперный театр ввел своеобразную систему льгот для зрителей. Для членов так называемого «Клуба друзей» пермского оперного театра была доступна закрытая предпродажа билетов. При этом «друзья» театра также имели свою градацию. Простым другом можно было стать, пожертвовав театру до 20 тысяч рублей. Внеся более 20 тысяч рублей уже можно было перейти в «Театралы», но всего на один сезон. Этот статус позволял бронировать места на репертуарные спектакли. Заплатив 50 тысяч рублей, любой человек становился «Эстетом», которому было доступно бронирование билетов на премьерные спектакли. Внеся 100 тысяч рублей пожертвований театру, можно было получить право «организовывать специальные события с участием артистов театра и личных встреч с художественным руководством». Источники из театральной среды сообщали, что артисты немало испугались возможности их ангажирования богатыми людьми на «специальные события».
В отчете о результатах контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой сообщается, что «по итогам контрольного мероприятия в адрес Министерства культуры Пермского края внесено представление для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков».
Напомним, что проверка законности расходования бюджетных средств при исполнении государственного задания пермском театром оперы и балета была проведена на основании обращения управления ФСБ России по Пермскому краю. ФСБ вышла с инициативой проверки через неделю после резонансных аналитических публикаций театрального критика ИА REGNUM Антона Исакова, в которых журналист сравнил показатели государственного задания театра на 2017 год по показу спектаклей с отчетом о выполнении госзадания и афишами театра. Так, театр должен был показать 70 опер, а в реальности спектаклей, отвечающих критериям государственного задания (многонаселенная пьеса из двух и более актов), было всего 53. По данным ИА REGNUM, задание на постановку премьер также осталось не выполненным. Вместо 5 новых спектаклей, соответствующих критерию «многонаселенная пьеса, из двух и более актов», было поставлено всего три. При этом театр обладает беспрецедентно большим бюджетом (более 600 миллионов рублей), однако неуклонно сокращает репертуар и количество выступлений. Напомним также, что спорная культурная политика пермского оперного театра осуществляется с подачи его художественного руководителя Теодора Курентзиса.