Рыночная система США может не выдержать пандемии — колумнист Bloomberg
Рыночная система в США может не выдержать серьезного ухудшения эпидемической ситуации. К такив выводам пришел колумнист Ноа Смит 19 марта в издании Bloomberg Opinion.
«Если вирусная вспышка станет настолько серьезной, что правительства будут вынуждены закрыть многие магазины, рыночная система может сломаться, заставив людей ждать в длинных и потенциально опасных очередях в государственных распределительных центрах мыла и туалетной бумаги», — считает Смит.
Необходимость проводить исследование ситуации с товарным дефицитом автор объясняет ситуацией, возникшей в США: «„Что случилось с мылом?» Вот о чем многие американцы, возможно, думают, когда блуждают по проходам местных продуктовых магазинов».
Сложившееся на данный момент положение, по утверждению Смита, может существенно снизить возможности страны для борьбы с пандемией, поскольку люди не смогут поддерживать необходимую чистоту рук.
Для ответов на свои вопросы автор обращается к работе экономиста Мартина Вайцмана, который исследовал товарный дефицит в СССР и в 1991 году издал книгу «Ценовое искажение и деформация дефицита, или что случилось с мылом».
Вайцман описывает механизм образования дефицита следующим образом: «Дефицит, вызванный государственным искажением цены (то есть вследствие не рыночного, а планового ценообразования — прим. ИА Красная Весна), может быть самоусиливающимся — чем больше людям приходится стоять в очереди или „охотиться“ по всему городу, чтобы найти мыло, тем больше мыла они запасут, когда, наконец, получат шанс купить. Накопление только усугубляет дефицит».
Решением данной проблемы, согласно Вайцману, является отказ от ценового регулирования для того, чтобы покупатель отказался от неэффективного, в силу своей дороговизны, накопления.
Однако автор статьи отмечает, что данное решение вполне свойственно для гарвардского экономиста, размышляющего о причинах экономических неурядиц в СССР. Кроме того, по мнению Смита, дефицит мыла в США в настоящий момент вызван не попытками правительства обеспечить низкие цены.
«Эпидемия создала ощущение паники, которое заставляет людей запасаться предметами первой необходимости, чтобы чувствовать себя в большей безопасности и контролировать ситуацию», — пишет автор. Затем он замечает, что эксперименты показали, что рациональное беспокойство и эмоциональная паника усиливают друг друга. В результате, по мнению Смита, ситуация оказывается такой: «Даже небольшое количество иррациональных барахольщиков может заставить более спокойных покупателей упреждающе опустошать полки».
Напомним, на фоне ситуации с новым коронавирусом многие ведущие сети розничных продаж в США сообщили о нехватке чистящих средств, в том числе мыла, антисептических препаратов для рук и медицинских масок.