Протесты есть, но есть и стабильность — преподаватель о ситуации в Египте

Жан-Леон Жером. Вид на Каир
Жан-Леон Жером. Вид на Каир

В текущих египетских протестах нет главной составляющей — недовольства экономикой, заявил старший преподаватель департамента политической науки НИУ «Высшая школа экономики» Григорий Лукьянов 24 сентября в интервью «Независимой газете».

По словам Лукьянова, главное отличие текущей ситуации в Египте от протестов 2011 года — «это совершенно иная экономическая ситуация». Эксперт утверждает, что сам факт прихода к власти нынешнего президента Египта Абдул-Фаттаха Халила Ас-Сисси неразрывен с ожиданиями граждан Египта получить стабильность, которой не обеспечили ни результаты протестов 2011 года, ни приход к власти президента Мухаммеда Мурси.

«Сейчас эта стабильность есть. Сейчас есть устойчивый экономический рост, есть взвешенная позиция Египта между основными региональными и глобальными игроками, включая США и Россию, Африканский союз и арабские страны Персидского залива», — сообщает Лукьянов.

По мнению ученого, при нынешней стабильности Египет может привлекать иностранные инвестиции, тем самым развивая свою экономику. Однако на другой чаше весов — «политический контроль, неотвратимо и последовательно растущий во всех сферах общественной жизни, контроль, обеспеченный армией, полицией, спецслужбами и усиливающийся в определенной степени культ личности президента ас-Сисси».

Лукьянов подчеркивает, что упор на развитие силовых структур в государстве вызывает протест у молодежи и участников протестных акций 2011 года, потому что такая ситуация вызывает ощущение возврата к «режиму» Хосни Мубарака.

Аналитик делает вывод, что при всем потенциале протестных настроений в Египте, основная его составляющая, экономическая, отсутствует. Именно этот элемент, по мнению Лукьянова, вывел в 2011 году на улицы массы людей.

Напомним, 20 сентября в столице Египта начались протестные акции, на которых манифестанты призывали президента ас-Сисси оставить руководство страной. В ходе протестов было задержано около 500 человек, сообщает Египетский центр по экономическим и социальным правам.