1. Культурная война
  2. Сельское хозяйство ЕС
Цюрих, / ИА Красная Весна

Археологи поняли, что на месте Цюрихской оперы когда-то одомашнивали мак

Изображение: Рауль Сотерас, проект AgriChange
Цветок и капсула опийного мака
Цветок и капсула опийного мака

Там, где сейчас стоит подземный гараж Цюрихского оперного театра, когда-то цвели поля опиумных маков. Благодаря новому анализу археологических семян исследователи из Базельского университета смогли подтвердить гипотезу о том, что доисторические фермеры по всей территории Альп участвовали в одомашнивании опийного мака. Об этом 18 мая сообщило издание Phis.org

Хотя сегодня мак известен главным образом как источник опиума и опиатов, он также является ценным пищевым и лекарственным растением. Из его семян можно приготовить кашу и растительное масло.

В отличие от многих других ранее одомашненных культур, которые предположительно были одомашнены в Юго-Западной Азии (различные зерновые, бобовые и лен), специалисты полагают, что опийный мак (Papaver somniferum L.) был одомашнен в западном Средиземноморье, где его предполагаемый прародитель Papaver somniferum subsp. setigerum (DC.) Arcang является местным растением и до сих пор растет в диком виде.

Используя новый метод анализа, исследователи из университетов Базеля и Монпелье теперь смогли укрепить гипотезу о том, что доисторические фермеры, жившие в свайных жилищах вокруг Альп, начали выращивать и использовать опийный мак в больших масштабах примерно с 5500 года до нашей эры. Тем самым они способствовали его одомашниванию, о чем команда сообщает в журнале Scientific Reports.

«Когда и где был одомашнен опийный мак, до сих пор невозможно точно определить», — говорит руководитель исследования доктор Ферран Антолин из Университета Базеля и Немецкого археологического института в Берлине. «Не было никаких методов идентификации археологических находок семян мака ни как одомашненного, ни как дикого подвида».

Теперь это стало возможным благодаря методу, разработанному археологом Аной Хесус в рамках ее докторской работы. Этот метод включает в себя измерение количества клеток, а также размера и формы семени, использование контурного анализа для того, чтобы уловить тонкие различия между домашними и дикими вариантами.

Исследователи протестировали свой метод, используя 270 семян из девяти видов мака (по 30 семян на вид), взятых из коллекций семян Базельского университета и Национального музея естественной истории (MNHN) в Париже. Эти тесты показали, что классификация семян как дикого или домашнего варианта опийного мака была достоверной в 87% случаев.

Изображение: Raül Soteras, AgriChange Project
Семена мака, найденные на месте археологических раскопок Цюрихской оперы
Семена мака, найденные на месте археологических раскопок Цюрихской оперы
оперыЦюрихскойраскопокархеологическихместенанайденныемака,Семена

Наконец, команда применила этот метод к археологическим находкам семян, обнаруженных во время раскопок 5-тысячелетнего свайного жилища в подземном гараже Цюрихского оперного театра. Анализ семян мака показал, что примерно половина из них относится к дикой форме, а другая половина — к одомашненной.

«Этому есть два возможных объяснения, — говорит Джесус. — Фермеры могли смешать эти два варианта, или же давление отбора, вызванное культивированием, привело к тому, что опиумный мак постепенно стал тем вариантом, который мы теперь знаем как одомашненный опиумный мак».

Последнее объяснение означало бы, что опийный мак все еще имел семена дикого типа, когда он попал в Центральную Европу, и что фермеры — сознательно или неосознанно — внесли свой вклад в изменение размера и формы семян, то есть в процесс одомашнивания.

Теперь исследователи хотят применить этот метод к другим археологическим находкам достаточно хорошо сохранившихся семян мака. Цель международной группы заключается в восстановлении полного процесса одомашнивания опийного мака. Это может позволить сделать общие выводы об одомашнивании растений и определить роль, которую играет культивирование в климатических регионах, отличных от родного района растений.