Цены на бензин повышают не нефтяники, а государство — эксперты

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
Бензоколонка
Бензоколонка

Ценообразование на российском топливном рынке обусловлено в первую очередь налоговой нагрузкой, которая не имеет какой-либо стратегической цели, кроме поступлений в бюджет, утверждают эксперты Валерий Семикашев и Василий Акимов 11 июня, в своей статье для отраслевого журнала «Нефтегазовая вертикаль».

Аналитики проследили эволюцию цен на топливо в контексте «бензиновых кризисов» и реформ налогообложения нефтяной отрасли последних 20 лет. Оказалось, что суть реформ сводилась к реакции на внешние ценовые «шоки». При этом сложившаяся экономическая модель не способна защитить российский внутренний рынок от будущих кризисов аналогичной природы, утверждают эксперты.

Непрерывно растущие цены на бензин и дизельное топливо не связаны с развитием нефтепереработки — перспективного направления развития отрасли, не ведут они к развитию нефтяного сектора в целом. Только усиливают инфляцию, а значит угнетают экономику.

Стратегическую несостоятельность фактического государственного управления ценами авторы описывают серией логически связанных тезисов: историческими причинами кризисов на рынке топлива в России становился рост цен на внешних рынках — производителям становилось выгоднее удовлетворять внешний спрос. В ответ, правительство включало «ручное управление», которое чаще всего сводилось к ограничению экспорта — либо за счет вывозных пошлин, либо за счет договоренностей с нефтяниками.

Главный процесс на внешних рынках достаточно хорошо известен — они сокращаются и закрываются под давлением экологической повестки. Это означает, что главная ставка должна быть перенесена на развитие внутреннего рынка и стимуляцию внутреннего спроса, в том числе на и продукты переработки нефти.