Заведующая дома-музея Левитана рассказала об особенностях его творчества

И. Левитан. Над вечным покоем, фрагмент. 1888 г.
И. Левитан. Над вечным покоем, фрагмент. 1888 г.
И. Левитан. Над вечным покоем, фрагмент. 1888 г.

В Плёсе написана пятая часть всего творческого наследия великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, сообщила заведующая плёсским мемориальным домом-музеем И. И. Левитана Лариса Ищенко 28 августа в интервью, запись которого опубликована на интернет-канал «Россия».

30 августа исполняется 160 лет со дня рождения живописца. Как отметила заведующая музеем, у Левитана была «фантастически трудная юность, но он преодолел все трудности и стал знаменитым художником, пейзажистом». В Плёсе Левитан очутился 1888 году случайно, в поиске мест для будущих картин вместе с другом, художником Алексеем Степановым, и любимой женщиной Софьей Кувшинниковой.

Как писала Кувшинникова, Левитана привлекла небольшая маленькая деревянная церквушка, которая стояла на вершине горы. Если в первый раз, когда Левитан оказался на Волге, ему не повело с погодой, то в 1888 году было очень много солнца.

«Они объездили все ближайшие города. Левитан обошел в Плёсе всё полностью, каждый поворот, каждую тропинку, каждый закуточек. И работали они здесь от первых лучей солнца до последних лучей солнца, забывая о еде и времени суток. Ведь огромная получилась коллекция — 200 работ написано было в Плёсе всего за три сезона. Это пятая часть всего творческого наследия», — сказала Ищенко.

«Плёс признан родиной славы Левитана», — сказала заведующая музеем. Она подчеркнула, что Левитан впервые открыл для многих художников, в том числе современных, Плёс как источник вдохновения. Он привлекателен, прежде всего, как мастерская под открытым небом, здесь проходят пленэры различного уровня, от детских до международных.

В 36 лет Левитану поставили диагноз заболевания сердца, и он рано умер — немного не дожив до своего сорокалетия. «В последние годы художник очень плохо себя чувствовал, ходил с тросточкой, задыхался, выпивал сердечные капли из пузырька, но очень во многих работах, особенно последних лет, у Левитана много солнца, счастья, и просто залиты радостью его картины, особенно последняя картина „Озеро. Русь“. Она невероятно солнечная, просто залита радостью картина, хотя писал больной умирающий художник», — сказала Ищенко.

Художники снимали две комнаты в мезонине доме купца Солодовникова. В мемориальных комнатах воссоздан интерьер того времени, есть личные вещи всей компании — и Левитана, и Степанова, и Кувшинниковой. Также в экспозиции представлены небольшие работы Левитана, всего 16 подлинных этюдов. Кроме того, выставлены коллекция из 11 работ Кувшинниковой и этюды Степанова.

Ищенко отметила, что в настоящее время музей открыт, но с рядом ограничительных мер. На сайте Плёсского музея-заповедника указано, что музеи работают по предварительной записи и посетители принимаются индивидуально, не более 5 человек.