В Общественной палате обсудили, как бороться с фейками о выборах в России

Фредерик Бурр Оппер. Репортеры с «фейковыми» новостями (Фрагмент). 1894
Фредерик Бурр Оппер. Репортеры с «фейковыми» новостями (Фрагмент). 1894

Результаты мониторинга фейковой информации в 2020–2021 гг., а также распространенной в ходе двух последних электоральных циклов в России, представили в Общественной палате РФ, 31 августа сообщает ИА REGNUM.

По словам члена ОП РФ, директора «Лиги безопасного интернета» Екатерины Мизулиной, распространение фейков стало не только внутрироссийской, но и общемировой проблемой. Она отметила, что ложные сообщения создаются вокруг каких-либо ключевых событий — чрезвычайных ситуаций, бедствий, эпидемий или же политических эксцессов.

За 2020 год Общественная палата, по словам Мизулиной, зафиксировала появление 35 тыс. фейков на разные темы, среди которых коронавирус, вакцинация и голосование по поправкам в Конституцию, в ходе которого было опознано в качестве фейковых 8407 сообщений.

С начала июля 2021 года начали фиксироваться фейки, связанной с выборами в Государственную думу, отметила член ОП РФ. Причем первые из них проникли в Россию из-за рубежа: из Польши, Латвии, а позже — и с Украины. Всего с начала 2021 года было выделено уже порядка 39 тыс. фейков и с приближением выборов это число будет активно увеличиваться.

Первый зампред Комиссии ОП РФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич отметил, что вслед за «оригинальным» фейком следуют его переписывания и вариации, создавая в итоге целый информационный вал из ложной информации.

С точки зрения закона, каждая такая вариация фиксируется как отдельный фейк, сказал Малькевич. С другой стороны, можно проследить точки роста и запуска ложной информации. «Есть отдельные СМИ, которые специализируются на посеве фейковой информации», — рассказал он.

Кроме того, есть отдельные аккаунты, привлекающие ботов, с которых осуществляется этот вброс, уже затем информация распространяется уже поверившими в нее людьми, ответил Малькевич.

Малькевич отметил, что идет целенаправленная кампания по информационному давлению на людей, чтобы ими манипулировать и уничтожить доверие к избирательному процессу в России. Для борьбы с фейками проводятся семинары с региональными СМИ, региональными палатами, на которых рассказывается, как бороться с ложной информацией в режиме реального времени.

«Чтобы не было иллюзий: фейками занимаются профессионалы, по прямому указанию, по задачам, которые ставят конкретные заказчики. Их задача — посеять панику», — подчеркнул он.