Нейрохирург: сделать медицину частной или платной — значит убить население

Иван Иванович Творожников. Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач
Иван Иванович Творожников. Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач

.Сделать медицину в России частной или платной — значит убить население, заявил нейрохирург из Владивостока 6 апреля в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Вопрос: Иван, расскажите, пожалуйста, про условия труда врачей в России.

Ответ: Я работал нейрохирургом в нескольких клиниках Владивостока. Условия труда зависят от клиники, отношения к нейрохирургической помощи администрации. Зарплата с одной стороны достаточно высокая по сравнению с другими специальностями, но если сравнить с зарплатами нейрохирургов США и Европы, где она составляет от $10 000 в месяц, то картина будет печальная: зарплата нейрохирургов в России примерно в 10 раз меньше, чем в Европе и в США. В целом, оплата труда врачей в России, на мой взгляд, в бюджетном секторе в большинстве регионов очень низкая. Многие врачи других специальностей (травматологи, хирурги, сосудистые хирурги) жалуются на «смешные» зарплаты в 12-15 000 рублей в месяц.

Низкая заработная плата неизбежно приводит к переработкам. Докторам приходится совмещать несколько ставок, чтобы получить больше денег. Они перерабатывают, больше устают, это может сказаться на их здоровье и качестве труда.

Так же совмещение одним врачом нескольких ставок неизбежно приводит к коллапсу движения кадров. Количество рабочих мест для молодых врачей сокращается. Это очень важный момент, на который не принято обращать внимание, а очень зря.

О рабочих местах нужно ещё добавить, что ротация кадров в России также не регулируется. Многие должности заняты «пожизненно», как говорится, «пока не вынесут вперtд ногами». В этом заключается парадокс: врачей мало, а молодым врачам работать негде.

Низкая оплата труда приводит и к обесцениванию самого труда. Люди не хотят вкладывать достаточно своих сил в работу. Это сплошь и рядом. В результате растет «формализм», который в медицине неприемлем.

Вопрос: часто приходится слышать о том, что врачи загружены бумажной работой. Каково ваше мнение?

Ответ: Оборот медицинской документации медленно улучшается за счет введения электронной истории болезни, например. Это помогает. Лично я успеваю справляться со своими обязанностями и не могу сказать, что завален бумажной работой. До XX века врачи писали истории болезни как романы, заполняя целые тома. Описание состояния больного очень важно как с юридической стороны, так и для осмысления конкретного клинического случая. Я считаю, что о больном нужно писать в истории много, подробно и вдумчиво.

Вопрос: А как вы относитесь к платной медицине?

Ответ: Я считаю, что его нужно регулировать на государственном уровне. Больше проверять качество лекарств и не давать аптекам самостоятельно назначать цены. Во Владивостоке на некоторые препараты и ортопедические изделия аптеки взвинчивают просто космические цены, это реально ограничивает доступность медицинской помощи, но об этом никто не говорит. Если у человека нет денег на лекарство, как с этим быть? Мне как врачу приходится адаптироваться к пациентам и назначать для них более дешевые, но не менее качественные препараты, мази, ортопедические изделия.

Ни разу не слышал об этой проблеме где-то в СМИ, но это реальность. Очень хороший пример это компрессионный трикотаж. Он по своей цене для большинства владивостокцев недоступен, так как стоит от 3000 руб.

Вопрос: В последнее время часто говорят о том, что пациенты перестали уважительно относиться к врачам. Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Сделаю поправку. Я работаю в экстренной хирургии и сталкиваюсь с людьми в тяжелой жизненной ситуации. Если это учитывать в своем общении с больными, относиться к ним с пониманием, можно погасить 99% конфликтов. По сути, больному человеку в первую очередь нужна психологическая поддержка врача, а не «сухой молчаливый профессионализм».

Любой, даже пьяный, неадекватный и психически неуравновешенный пациент нуждается в том, чтобы врач его успокоил, проникся его личной проблемой, и этим ему помог. Многие пациенты поступают в состоянии стресса, с сильной болью. В любом стационаре, оказывающем экстренную помощь, есть обезболивающие, седативные препараты для лечения таких больных.

Я вижу, как конфликты с больными часто затевают санитарки, медсестры, студенты, охранники. Начинают отчитывать пьяных, ругать обратившихся не по профилю или в ночное время. Всё это не допустимо. Но кто их должен был научить вести себя с больными? И если не научили, то почему?

Конфликты такого рода возникают опять же из-за переработки и усталости медицинского персонала и обесценивания труда, что было описано выше. Мне удается решить их в зоне своей ответственности, но нужно образовывать средний и младший медицинский персонал на уровне подготовки, это факт. Иначе у нас получается, что уборщица обматерила больного, а виновата вся больница и «врачи плохие».

Многим врачам, я считаю, тоже стоит поучиться врачебной этике, раз в вузе этот предмет был упущен. Тут очень важен и пример старших коллег, и администрации больницы.

Если правильно оценивать психологическое состояние пациента, то конфликтов будет наполовину меньше. Раздуваемые случаи в СМИ и откровенное хамство со стороны пациентов — это единичные случаи, на самом деле.

Вопрос: А существуются ли какие-то сложности с финансированием системы здравоохранения сегодня?

Ответ: Реальная проблема лежит в самой системе здравоохранения, а именно в обязательном страховании. Я не понимаю, почему государство не может финансировать здравоохранение напрямую. Для чего созданы все эти «страховые» компании? Загадка.

Накопительного медицинского добровольного страхования в России нет, в отличие от Европы и США.

Я отслеживал разные новости на эту тему. Некоторое время назад были сообщения, чтобы якобы заставить граждан РФ платить 3000 рублей в год за страховку. Деньги, безусловно, очень большие, так что проект был отклонен. А ещё оказалось, что около 40% трудоспособного населения официально не работает, где им взять 3000 рублей в год на страховку? В общем — тупик.

Печально то, что "фонды" и "страховые компании", не оплачивают случаи пролеченных больных. Такая ситуация сложилась в больнице, где я сейчас работаю. План по экстренным больным нейрохирурги выполняют на 130-150%, а фонд оплачивает только 100. Однако, отказать остальным 30-50% больным невозможно, так как экстренная помощь по закону должна быть оказана. В итоге помощь оказана, а оплачивать ее фонды отказываются. Больница подаёт в суд, суд, естественно, требует от фонда оплатить, а фонд отвечает: денег нет (но вы держитесь).

В итоге фонд должен больнице миллионы рублей и долги растут.

Вопрос: А как, на ваш взгляд обстоят дела с платной, частной медициной?

Ответ: Частная и платная медицина — разные вещи. Не могу сказать, что это проблемы чисто России, думаю, что во всём мире так. Частная медицина выпадает из структуры здравоохранения в принципе, а, следовательно, не входит в маршрутизацию, не контролируется должным образом и не согласуется с медициной государственной. Это неправильно.

Частная медицина, да и медицина вообще — вещь не очень рентабельная на самом деле, так что все частные центры завышают цены, а главное — заставляют пациентов платить за всякие ненужные обследования или вообще назначают лечение (операции, например) исходя только из своих корыстных целей.

Отличный пример — стоматология. Просто огромное количество этих стоматологий, больше чем нужно, наверняка, все с космическими ценами.

Сам лично обратился с ребенком в 2 частные клиники, везде ребенку поставили кариес, лечения не назначили, сразу сказали, что нужно под наркозом лечить зубы и всё. Просили за это 14000. 7000 за наркоз и 7000 за лечение. После этого мы обратились в детскую поликлинику по полису, где ни какого кариеса не выявили и поставили совсем другой диагноз, назначили лечение. И вот за что я должен был платить? Непонятно.

По роду своей деятельности знаком с ценами на наркоз. В нашей больнице час полноценного общего наркоза стоит 5000. Частные анестезиологи для проведения МРТ (магнитно-резонансная терапия) детям берут 3500 за 40 минут наркоза. Откуда взялось 7000? А вот захотелось так директору и всё! И ни кто его за это не дергает, не проверяет, не требует отчетности. Так и живём.

Не могу сказать за всех, но всё что касается нейрохирургии — всегда очень дорого. Обидно за то, что знаю много примеров, когда люди продавали квартиры, чтобы лечиться за границей, а потом возвращались с пустыми карманами на родину и долечивались в нашей больнице. Грустно это.

Во Владивостоке 99% нейрохирургической помощи можно получить по полису. В сложных ситуациях можно отправиться в Москву или Санкт-Петербург, где есть НИИ, которые так же за государственный счёт лечат больных. На плечи пациентов ложится в основном догоспитальная диагностика и амбулаторное лечение после выписки.

Складывается впечатление, что вся эта платная медицина в России — это паразит, который сосет деньги из граждан и лишает работы нормальных врачей. Всё, что нужно государству, — разрешить врачам частную практику на местах, например, вести платные консультации и платить им за это достойные деньги. Люди идут не в клинику, а к специалисту.

И вообще, нужно регулировать деятельность частных клиник очень строго, ведь жизнь и здоровье — это бесценный дар, который легко потерять и невозможно вернуть.

Вопрос: Сегодня много говорят о роботизации, высоких технологиях. Как обстоит дело с техникой и технологиями в вашей области?

Я недавно шутил в сети, что «робота–хирурга создать проще, чем робота санитара». И это факт. Робот хирург, конечно, не хирург в полном смысле, его правильнее было бы назвать робот-помощник хирурга.

В итоге у нас сокращают число санитаров и медсестёр, но кричат в СМИ о роботах-хирургах. Факт в том, что какая бы высокотехнологичная операция не была сделана больному, за ним требуется длительный уход и лечение после операции, а на этом экономят безбожно.

Грош цена таким технологиям, вот что я скажу. Пациент, прооперированный по старым технологиям, но выхоженный и вылеченный, выписанный на своих ногах из больницы будет жить лучше, чем пациент прооперированный роботом-хирургом, если после операции не получил должного лечения и ухода, а сразу был выписан домой.

Но кто они для чиновников и журналистов эти санитарки и медсёстры? Почему о них никто не хочет заботиться и облегчить их труд, например?

У нас принято путать технологию и оборудование. Технология — это метод лечения, а оборудование — это средство лечения, но даже большинство врачей этого не понимает. Например, высокотехнологичные операции в нейрохирургии можно сделать с использованием совершенно обычных инструментов. Технология операции — это ее тактика, а оборудование — вторично. Например, как говорил мне д.м.н. Гуляев Д.А., уважаемый и известный нейрохирург, малоинвазивная нейрохирургия — это не нейрохирургия с использованием каких-то небольших хирургических доступов (разрезов или отверстий), а нейрохирургия с минимальным воздействием на нервные структуры.

В нашей стране наука и медицина до середины 90-х годов XX века была развита на высоком уровне. То, что нам недоступно — это современное оборудование, которого в нашей стране не производят. Но вопросы производства медицинского оборудования должны решать не врачи. Большинство русских врачей, особенно молодых, легко осваивают любое оборудование и любые технологии благодаря своему желанию работать и глубокой фундаментальной базе медицинских знаний.

Уверен, что со временем этот провал будет заполнен.

Вопрос: Что бы вы еще хотели рассказать нашим читателям?

Ответ: В заключении хочется сказать, что у бесплатной медицины в России, какой бы ужасной ее не пытались выставить, очень высокая доступность для населения. Любой гражданин, имея только паспорт, на всей территории страны может получить медицинскую помощь, в первую очередь, неотложную. И это невероятно для большинства других стран.

Сделать медицину в России частной или платной — это значит убить население, которому эта помощь попросту будет недоступна.

Экономят на здоровье не только чиновники, но и сами люди, и это проблема немаловажная. Много людей обращается за помощью несвоевременно. А когда обращаются, часто бывает уже поздно.