Творчество Достоевского способно научить нас гуманизму и любви. Мнение

Рембрандт. Христос, исцеляющий больных. 1643--1649
Рембрандт. Христос, исцеляющий больных. 1643--1649

Образец подлинной гуманистической любви, который дает в своих романах Достоевский — это постоянный подвиг самоотдачи ради ближнего, говорится в статье Алексея Санникова «Любить и владеть. Как Достоевский предупредил психоанализ», опубликованной в газете «Суть Времени».

Будучи верующим, Достоевский был верен христианскому гуманистическому идеалу, поэтому по-настоящему любящий человек у него тот — кто «не ищет своего», замечает автор. Поэтому, в уста одного из своих любимых персонажей, старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» он влагает слова, что для многих любовь — «работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука».

«Такая любовь вообще не направлена на конкретного человека как индивидуальность, для нее „ближний“ — это любой человек. Любовь эта направлена на всех и носит христианский, гуманистический характер».

Однако это не сугубо религиозный взгляд, отмечает Санников, обращая внимание на то, что крупнейший психолог XX века, Виктор Франкл, исследуя природу любви, говорит о том же самом.

Франкл заключает, что любовь, направленная к человеческой сущности (не важно, чьей: представителя другого пола, родителей, детей), во-первых, не может исчезнуть вместе с человеком, а, во-вторых, неизбежно обогащает, даже если на нее не отвечают взаимностью.

Таким образом, сам факт того, что человек способен испытывать любовь к ближнему, позволяет ему обрести смысл и удержать личность от распада в моменты тяжелейших испытаний, обращает внимание автор статьи.

Франкл в работе «Экзистенциальный анализ» разбирает пример с узником концентрационного лагеря, который, будучи в заключении, представлял, что разговаривает со своей любимой матерью. При этом он не знал, жива ли она в действительности. Но чувство любви, которое он испытывал к ней, даже не зная о ее судьбе, позволяло ему не пасть духом самому и не утратить внутренний стержень.

Читайте полностью: Любить и владеть. Как Достоевский предупредил психоанализ