1. Экономическая война
  2. Российский космос
Москва, / ИА Красная Весна

При таком отношении к делу...: авария «Союза» ставит РФ в трудное положение

Изображение: Etereuti, pixabay, cc0
Флаг России
Флаг России

Высокую вероятность человеческого фактора в качестве причины аварии ракеты-носителя с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» назвал специалист космической отрасли 11 октября в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна.

Собеседник сразу же отметил несколько обстоятельств, которые заставляют всерьез задуматься о том, что же на самом деле произошло с ракетой.

По мнению специалиста, если уже озвученная в прессе предварительная версия верна, и причиной послужил дефект в узле крепления боковых блоков или пиропатроне, то нужно понимать: речь идет не об аварии какой-то новой техники или элемента конструкции, а о том, что отказал уже давно отработанный и неоднократно опробованный узел. Как такое могло произойти? Его конструкция здесь ни при чем — речь может идти только об ошибке на этапе изготовления.

«В годы, когда я работал в отрасли, я общался со многими людьми. И, к сожалению, должен сказать, что очень многие и среди рядовых сотрудников, и даже среди руководителей «обижены» и на свое руководство, и на свои предприятия, и на отрасль в целом. Отношение к работе соответствующее. Ну и… не хотел бы впадать в конспирологию, но в такой обстановке найти человека, который может совершить некие преднамеренные действия в интересах того или иного, скажем так, „интересанта“, — дело не такое уж и сложное», — заметил собеседник.

Специалист отметил также и тот факт, что аварий с пилотируемым «Союзом», которые привели бы к прекращению полета еще на этапе старта, в истории советской космонавтики не было с сентября 1983 года, а аварий, близких к произошедшей 11 октября — с 1975 года.

Привлекает внимание также и то обстоятельство, что именно на этом запуске присутствовали оба руководителя обоих ведущих космических агентств, Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Олегович Рогозин и глава NASA Джим Брайденстайн. Таким образом, запуск должен был иметь и определенное дипломатическое значение, поскольку обе страны являются самыми крупными партнерами в строительстве и эксплуатации МКС. Теперь же Россия не только представлена «ударившей в грязь лицом», но и будет вынуждена отменить пилотируемые полеты на неопределенный срок. Причем именно в тот момент, когда доставка экипажей на МКС является едва ли не единственной областью, в которой российская космическая отрасль сохраняет свои мировые позиции.

Самое неприятное, по мнению эксперта, в сложившейся ситуации то, что, помимо стартов, будет отменен и запланированный на ноябрь выход Алексея Овчинина и Сергея Прокопьева в открытый космос для изучения дыры в бытовом отсеке «Союза МС-09». Более того, теперь непонятно — состоится ли он вообще.

Наконец, собеседник заметил, что приход Дмитрия Рогозина на пост главы Роскосмоса был ознаменован весьма показательными событиями в отрасли. В июле был задержан гендиректора НПО имени Лавочкина Сергей Лемешевский и директор правового департамента Екатерина Аверьянова, которых обвиняют в мошенничестве. Незадолго до того был арестован сотрудник Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) Виктор Кудрявцев, обвиненный в передаче военных технологий. Были сменены также руководители ЦЭНКИ и РКК «Энергия». А по заявлению пресс-секретаря космического агентства Владимира Устименко, «В отношении всех руководителей [предприятий госкорпорации — прим. ИА Красная Весна] будет проводиться проверка, и на будущее будет проводиться аттестация. Мы будем уделять больше внимания, будем жестче к этому относиться».

Следует отметить и мнение академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова, который первые шаги Рогозина на новом посту охарактеризовал так: «Однозначно говорить пока сложно, но с некоторыми назначениями я полностью согласен. Да, Рогозин действительно привел к руководству тех людей, которые действительно разбираются».

Окончательные выводы о причинах аварии, конечно, должна сделать госкомиссия. Однако даже только эти обстоятельства заставляют задуматься о том, что исходные причины могут быть гораздо более глубокими, чем банальный «производственный дефект».

Напомним, 11 октября старт ракеты-носителя с космическим кораблем «Союз МС-10» к Международной космической станции завершился аварийно. Согласно первоначальному анализу телеметрической информации, причиной прекращения полета послужило аварийное выключение двигателей второй ступени, с высокой вероятностью вызванное соударением с ней одного из боковых блоков первой ступени в момент отделения.