1. Политическая война
  2. Власть и общество
Париж, / ИА Красная Весна

Во Франции заявили о необходимости исключения из конституции статьи 49.3

Изображение: Цитата из х∕ф «12 разгневанных мужчин». Реж. Сидни Люмет. 1957. США
Критика
Критика

Использование порочной практики принятия закона без участия законодателей потребовало внесения изменений в конституцию Франции, заявил французский политический обозреватель Яэль Гус (Yaël Goosz), 17 марта передает радиостанция Radio France.

Применив статью 49.3 конституции Франции премьер-министр страны Элизабет Борн и глава французского государства Эммануэль Макрон сделали свой выбор. Теперь настало время избавиться от нее, этой практики французской власти из далекого прошлого, отметил Яэль Гус.

«В сегодняшней Франции, мало верящей в демократию, у многих возник вопрос о том, почему власть не позволила проголосовать по законопроекту по пенсионной реформе и четко ответить на вопрос: вы за или против 64-летних?» — возмутился обозреватель.

Ситуация оказалась слишком абсурдной. Ведь сама премьер-министр пообещала 14 марта дать проголосовать депутатам Национального собрания Франции. Никакой речи о принятии закона без голосования или применении статьи 49.3 ранее не было. К тому же само правительство Франции 12 марта осуждало применение этого пункта.

Но с 2002 года парламентские и президентские выборы стали проходить в один год, причем выборы в парламент шли после выборов президента. Это привело к тому, что у президента обычно появлялось абсолютное большинство сторонников среди депутатов. Это не могло не сказаться, считает эксперт, на политической борьбе в законодательном органе, приведя к ее искажению.

В этих условиях Элизабет Борн не являлась настоящим лидером большинства. Она несла не собственную программу, а президентскую. Поэтому, по мнению аналитика, даже если Борн и имела какие-либо опасения по поводу пенсионной реформы, то она была вынуждена быть верной президенту. Но не свободной. Поэтому она и выполнила указание Макрона, применив статью 49.3.

По словам профессора конституционного права Доминика Руссо, Пятой республике 64 года, и это был самый настоящий пенсионный возраст. Значит, по его мнению, пришло время для нововведений. Тем более что старый пункт 49.3 был введен в конституцию Пятой республики после того, как премьер-министрам Четвертой республики надоело уходить в отставку по требованию депутатов.

Возможно, уже пришло время, чтобы отказаться от нее. Но для этого было нужно, чтобы за это отдали голоса три пятых от общего числа депутатов, отметил журналист.