Ломоносов всё сказал о русском народе, дайте ему слово! — Кургинян
Русские выстоят в схватке с Западом, если сумеют вернуть себе собственную идентичность. Пришло время вывести «на поле боя» великого русского ученого Михаила Ломоносова, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 14 декабря в эфире программы «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».
Аналитик считает, что в специальной военной операции (СВО) сошлись все факторы ненависти Запада к русским — нас ненавидят «метафизически и историософски, геополитически и геоэкономически, политически и административно». Это обернется страшными вещами для русских, если они не продемонстрируют несокрушимую силу и самодостаточность, уверен Кургинян. Для этого русским нужны не только армия и оружие, но и нечто, что «коренится и в вере, и в языке, и в историческом пути».
Аналитик подчеркнул, что у России есть Михаил Ломоносов. Стране необходимо об этом вспомнить.
«Скажите, у нас университет имени Михаила Васильевича Ломоносова? У нас Михаил Васильевич Ломоносов — великий учёный и „наше всё“? Мы же этого не отвергаем. Ну почему никто ни слова не говорит о ломоносовской теории русского народа? Ну почему?!» — задал вопрос Кургинян.
Он напомнил, как Ломоносов получил высочайшее повеление обеспечить историческими материалами Вольтера, который взялся писать историю Руси. Кургинян недоумевает, почему вольтеровская концепция, которую тот писал по справкам Ломоносова, — «почему эта концепция — всеобъемлющая?»
В основе ломоносовской теории, напомнил политолог, Пафлагония является источником — Русь берет свои истоки из Пафлагонии.
Читайте также: Судьба гуманизма в XXI столетии. Антинормандская деятельность Ломоносова
«В этом смысле русские — это вообще странный народ. Если вы посмотрите Пафлагонию, то вы увидите, что это часть хребта, идущего сейчас под водой — куда? В Крым. И кто такие в этом смысле русские, и почему Блок написал „Скифов“? Я не говорю, что они скифы, но они не вполне славяне. Это действительно загадочное нечто, загадочный сплав. Он несёт эту загадочность в языке, в мышлении, в подходах ко всему», — подчеркнул аналитик.
Он убежден, что «профессия русских» — производство смыслов для человечества. Русские мыслят иначе, у них есть бесконечная неукротимая воля к целостности. В русских всё еще верят. Русские всё ещё могут сказать миру новое слово. Но Россию 30 лет освобождали от ее собственной самости, отметил Кургинян.
«Откуда взялась нормандская теория и всё? И почему ни слова нет о Ломоносове? Ну, скажите, что [труд Ломоносова] это гипотеза. Ну, скажите, что [труд Ломоносова] это смелая концепция. Ну он же не заурядный профессор, не кто-то там и не автор нормандской теории. Это русская звезда, это русский гений!» — сказал он.
Напомним, в фундаментальной работе советского литературоведа А.Морозова «Михаил Васильевич Ломоносов» (1950), исследующей жизнь и творчество ученого, можно найти сведения о реакции русского общества второй половины XVIII века на труды Вольтера о России.
Французского просветителя «упрекали в том, что он не только „утаил более половины присланных ему материалов“, но еще и „наполнил свое сочинение многими недостоверными рассуждениями, даже открыто противоречившими присланным ему известиям и обстоятельствам“».
Там же указывается, что «ему [Ломоносову] было обидно, что потрачено столько труда и сил, чтобы снабдить Вольтера нужными материалами, к которым тот отнесся с пренебрежительным равнодушием».
Там же приводится суждение канцлера Российской империи при государыне Елизавете Петровне дипломата А. П. Бестужева-Рюмина, «энергично возражавшего» против кандидатуры Вольтера: «составление книг по русской истории — дело не чужеземцев, а природных россиян».