1. Экономическая война
  2. Российские железные дороги
Рига, / ИА Красная Весна

Власти Латвии обсудили планы по демонтажу путей у границы с Россией

Изображение: Павел Редин © ИА Красная Весна
Железная дорога
Железная дорога

Правительство Латвии приступило к обсуждению демонтажа железнодорожных путей у границы с Россией, заявила премьер-министр Латвии Эвика Силиня после заседания кабинета министров, сообщила 30 ноября газета «Взгляд»

Тема обсуждалась на закрытой части заседания правительства. Премьер-министр Эвика Силиня сообщила, что по вопросу демонтажа рельсов у границы с Россией необходимо консультироваться с Литвой, Эстонией, Польшей и Финляндией, а армии совместно с ведомствами предстоит определить сроки выполнения работ в случае одобрения. Решение планируется принять до конца года.

Критика исходит и от части латвийского общества. Журналист Сандрис Точс указал: _«Польше и Финляндии будет супер, если транзит, который шел через латвийские порты, повернется к ним! Наверняка поддержат идею Силини уничтожить латвийскую железную дорогу — а значит, порты!».

Дополнительный импульс теме придало интервью сотрудника американского НКО RAND Corporation (организация, признанная нежелательной в РФ) Колина Смита, по его словам, руководящего проектом по изучению опыта войны России и Украины. Он заявил: «Единственная причина, по которой сегодня они способны снабжать своих солдат — это использование железной дороги. Именно так Россия ведет войну: используя железнодорожное сообщение. Если страны Балтии хотят предотвратить вторжение, ликвидируйте свои железные дороги российской ширины колеи. Избавьтесь от них». По его мнению, пути восточнее Даугавпилса до границы следует ликвидировать как можно скорее.

Отметим, железнодорожная система исторически была ключевой для экономики страны: магистрали к портам Риги, Лиепаи и Вентспилса с XIX века обеспечивали транзит между востоком и западом.

В 2013 году «Латвийская железная дорога» перевезла 55,8 млн тонн, в 2019 году объем превысил 40 млн тонн, а в 2024 году сократился до 11,5 млн тонн. На фоне падения транзита компания урезала штат, распродавала активы и из прибыльной превратилась в дотационную; численность персонала сейчас немного превышает 3000 человек. Министерство сообщения пытается привлечь альтернативный грузопоток из Средней Азии.

Последние два года в политической повестке обсуждается идея демонтажа участков колеи 1520 мм в направлении России и Белоруссии как меры безопасности, в увязке со строительством «Балтийской линии обороны» и заболачиванием приграничья.

Военное руководство настаивает на приоритете обороны над экономикой и указывает, что участки путей и насыпи вдоль российской границы должны быть ликвидированы. Министр внутренних дел Рихард Козловскис подчеркнул: «при решении вопроса о будущем железнодорожных путей на восточной границе первостепенными будут интересы безопасности». По данным программы латвийского телевидения Neka personiga, если национальные вооруженные силы выступят с жестким требованием, политикам придется принять решение о сносе путей.