Шведские экономисты осудили стратегию властей в борьбе с пандемией
Стратегия Швеции по борьбе с коронавирусом привела к высокой смертности, но не дала ожидаемого экономического эффекта, считает ряд шведских экономистов, 27 ноября сообщает издание Expressen.
«Это провальная стратегия, достаточно взглянуть на смертность. Было наивно рассчитывать, что люди сами будут вести себя ответственно. Кроме того, шведская экономика развивается ненамного лучше, чем в сопоставимых странах», — утверждает профессор национальной экономики Университета Линнеус и бывший главный экономист Swedbank Хуберт Фромлет. Профессор считает, что репутация Швеции пострадала, что может уничтожить те экономические плюсы, которых удалось достичь.
Слишком мягкие ограничения раскритиковал и профессор экономики Ларс Кальмфорс, ссылаясь на данные МВФ, показывающие, что Швеция не показала значительно лучших экономических показателей в сравнении с соседними странами, где карантин был гораздо строже. «На мой взгляд, совершенно очевидно, что Швеция полностью провалилась со своей неосторожной стратегией, из-за которой умерло столько людей», — сказал Кальмфорс.
Матс Бергман, профессор экономики в Институте Сёдертёрна также высказался в пользу введения более строгих мер, хотя бы ненадолго. «Быстрый и непродолжительный карантин оказал бы на экономику такое же влияние, как и долгое и осторожное торможение Швеции, при котором есть риск, что заболеют больше людей. Как и ограничения, само распространение инфекции тоже влияет на динамику ВВП. Поэтому даже с экономической точки зрения, вероятно, было бы лучше, если бы Швеция тормозила резче», — сказал Бергман.
Причину неэффективности принятых правительством мер ученые частично видят в более низкой дисциплине местного населения, по сравнению, например, с жителями Азии. Также утверждается, что соседям по региону просто повезло, что при умеренных ограничениях, коронавирус не привел к столь высокой заболеваемости.
Напомним, азиатскую стратегию противостояния пандемии высоко оценило издание Le Figaro. Авторы статьи отметили эффективность жесткого управления в сочетании с дисциплинированностью населения.