1. Реальная Россия
  2. Археологические находки
Тюмень, / ИА Красная Весна

Археологи ТюмГУ исследовали артефакты прародителей мадьяр

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Археология
Археология

Материалы для реконструкции одного из моментов переселения сибирских групп на запад и формирования мадьярского этногенеза получили, исследовав артефакты из раскопок могильника Воденниково-1, ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ), 28 июля сообщает пресс-служба вуза.

Могильник Воденниково-1 конца VII–VIII вв., материалы раскопок которого изучили тюменские ученые, располагается в Курганской области в районе города Шадринска на правом берегу Исети при впадении в нее реки Миасс.

Тот период раннего средневековья, к которому относится формирование могильника, ознаменовался экспансией таежного населения на юг и переселением ранних тюрков на лесостепные и степные территории. Вероятно, эти процессы были вызваны появлением новых торговых путей в экономико-политической системе Тюркских каганатов.

Однако для археологов оставался неясным механизм взаимодействий отдельных групп в ходе переселения, так как характер миграций и их датировку не позволяла определить недостаточная исследованность памятников.

Не были решены вопросы, какой вклад переселенцы из Сибири внесли в формирование раннесредневековых культур Поволжья, Приуралья и Прикамья, откуда шла волна миграции, и какова культурная принадлежность предполагаемых мигрантов.

Результаты исследования археологических материалов, полученных в экспедиции ТюмГУ, позволили реконструировать один из моментов переселения сибирских групп на запад.

Они были представлены в статье ученых из Института социально-гуманитарных наук (СоцГум) ТюмГУ Натальи Матвеевой, Евгения Третьякова и Александра Зеленкова «Могильник Воденниково-1 и проблема начального этапа мадьярского этногенеза», вышедшей в сборнике «XXII Уральское археологическое совещание: материалы Всероссийской научной конференции».

Могильник, раскопки которого вели археологи ТюмГУ, включает в себя 56 курганов, располагающихся плотными цепочками. Археологами изучены пока только 14 из них. Большинство из курганов ограблено. В некоторых из них есть центральное погребение раннего железного века, а также впускные погребения, расположенные рядом, которые относятся к эпохе средневековья.

Артефакты могильника Воденниково-1, свидетельствуют о взаимодействии бакальского и потчевашского населения западной части ареала бакальской культуры, о котором можно судить по синкретичности обнаруженных там образцов керамики и характера погребального обряда.

Такие новации в ритуале погребения, как гробы, колоды, западная ориентировка, установка сосудов рядом с могилами, поминальные комплексы из сосудов и голов лошади, позволяют отнести могильник к «перейминскому» типу памятников, который характерен для эпохи миграции сибирских групп из зауральской лесостепи.

Выполнив описание артефактов могильника, ученые ТюмГУ провели их сравнительный анализ, который позволил предположить, что в VII–VIII веках в ареал бакальской культуры вторглась группа переселенцев из южной тайги Прииртышья.

Их краткое обособленное проживание, о котором говорят впускные погребения в ранних курганах, закончилось смешением неродственных этносов (миксацией) с возникновением нового, в котором преобладали носители потчевашской культуры.

Это взаимодействие потчевашского (сформировавшегося на юге таежной и лесостепной зон Нижнего и Среднего Прииртышья) и бакальского (проживавшего в лесостепной зоне между Уралом и р. Ишим) населения можно объяснить контактами носителей селькупского и угорского языков, которые оказали влияние на словарь формирующихся мадьяр.

Известно, что лексика мадьяр содержит много слов самодийской лингвистической группы (ранее — самоедской), которые они могли воспринять только в Зауралье.

Ученые считают, что теснимое кочевниками население Прииртышья разделилось, когда покинуло места своего проживания, и переместилось к западу и востоку. Они полагают вероятной причиной такой широтной миграции продвижение кыпчаков в VIII веке.

Однако, считают ученые ТюмГУ, эту гипотезу еще нужно подкрепить антропологическими и генетическими исследованиями.