1. Политическая война
  2. Внутренняя политика России
Москва, / ИА Красная Весна

СВО требует от России перехода на новые схемы управления — Кургинян

Гарри Брукер. Перетягивание каната. 1890
Гарри Брукер. Перетягивание каната. 1890

Российские власти пока могут решать основные задачи в рамках специальной военной операции, опираясь на действующую систему, основанную на балансе сдержек и противовесов, но нужно готовиться к тому, что придется перейти на новый принцип руководства, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 26 октября в передаче «Право знать» на телеканале ТВЦ.

Политолог отметил, что необходимо всегда трезво оценивать свои ресурсы и использовать то, что есть, но также нужно понимать, чего из необходимого нет, и разрабатывать это. В России слишком многое уничтожили из созданного в советский период, что потребовалось с началом СВО, но этого нельзя вернуть в короткие сроки.

«Есть то, что есть, и ты этим должен управлять. Многого из того, что нужно, у тебя нет, но тогда это надо создавать параллельно с тем, что есть. Уничтожено слишком многое из того, что сейчас необходимо. Воссоздать его одноразово, быстро невозможно», — пояснил Сергей Кургинян.

Политолог напомнил, что в России было ликвидировано даже производство шарикоподшипников, и хорошо, что их поставляет Белоруссия. Но ведь требуется еще и разработка чипов размером 2 нанометра, а для этого нужны вложения сотен миллиардов долларов, восстановления станкостроительной отрасли, а также нужно найти тех, кто сможет это обеспечить.

По мнению Сергей Кургиняна, российская власть использует имеющиеся у нее ресурсы далеко не худшим образом. Он пояснил, что если бы было не так, то бандеровцы были бы сейчас в Кремле или в Рязани.

Аналитик подчеркнул, что важным фактором является то, что есть общество, готовое противостоять врагу, и это, возможно, решающий фактор.

«Помимо системы, которая так действует именно исходя из того, что у нее есть (а у нее очень многого нет, включая идеологию), есть совершенно новый, неожиданный фактор: что наш совокупный — нас всех называют russian — русский Ваня почему-то решил воевать», — отметил лидер движения «Суть Времени».

Кроме того, есть огромный подъем слоев населения, которые активно поддерживают участников СВО: волонтеры, те, кто собирает гуманитарную помощь, и другие. Это уже не система, а общество, подчеркнул Сергей Кургинян.

«И никто не предполагал (уж американцы прежде всего, но не только они), что оно [общество] вот так вдруг возьмет — и из этой потребительской комы начнет вылезать и идти воевать, понимая, что это такое», — пояснил политолог.

При этом Сергей Кургинян предложил представить, как приходится работать в российской системе сдержек и противовесов. Если какой-нибудь директор завода добивается замечательных показателей производства, демонстрирует талант, то было бы логично, чтобы власти передали ему больше средств, как эффективному руководителю. Но в реальности это будет связано с большими проблемами, пояснил аналитик.

«Но вы откуда это возьмете? Вы это у кого-то заберете? У кого? Он во что вписан? Он как себя поведет? У системы возникает очень много вопросов. И тогда она должна работать либо в мобилизационном ключе с опорой на какую-то, скажем, квазиопричнину, осуществляя революцию сверху, либо на уровне баланса сдержек и противовесов», — рассказал политолог.

Сергей Кургинян напомнил, что система уже пыталась работать в форсированном мобилизационном ключе, но получила мятеж ЧВК «Вагнер», и это дискредитировало саму идею подобных преобразований. Пришлось вернуться к балансу сдержек и противовесов.

«А когда это издержка-противовес, баланс и всё прочее, то вы же не можете взять и вывести за скобку какой-то контингент, который не разделяет то, что разделяет даже большинство. Вы ему заткнете рот? Во время войны? С помощью кого? Чьими силами? А если „затыкатель“ потом повернется на тебя?» — объяснил политолог.

В результате система работает очень осторожно и посылает разные сообщения разным группам, отметил Сергей Кургинян.

«Но наступит момент, когда этот принцип, который мы не можем сейчас отвергнуть, потому что по ту сторону него просто бардак, хаос и дестабилизация, окажется исчерпанным. И к этому надо готовиться. А для того, чтобы к этому готовиться, какая-то параллельная ситуация должна прокладываться. Иначе должны использоваться ресурсы гражданского общества», — подчеркнул аналитик.

В этом случае возникают проблемы, так как российская система никогда не умела работать ни с каким гражданским обществом, отметил он. Это касается не только работы у нас в стране, но и за рубежом: в Армении, на Украине. Взаимодействие невозможно из-за «тканевой несовместимости» живого гражданского общества и относительной мертвости самой системы.

«Пока что делается то единственное, что может делаться. Баланс: этим — одно, этим — другое, всем вместе — что-то. Прагматика, использование имеющихся ресурсов. Осторожное отношение к новым ресурсам. Когда-то это начнет исчерпываться. И это не через 10 лет произойдет, а гораздо раньше», — подчеркнул Сергей Кургинян.