1. Политическая война
  2. Иранская ядерная программа
Лондон, / ИА Красная Весна

Переговоры США с Ираном о ядерной сделке не прекратятся — Reuters

Изображение: Никита Кузьмин © ИА Красная Весна
Иран и ядерная сделка
Иран и ядерная сделка

США не готовы применять военный сценарий против Ирана и будут придерживаться дипломатической линии по всем вопросам ядерной программы Тегерана, 19 декабря отмечают аналитики Аршад Мохаммед и Джон Айриш в статье для Reuters.

В течение почти двух лет США безуспешно пытались договориться о возобновлении ядерной сделки с Ираном, однако Вашингтон и его европейские союзники отказываются закрывать дверь для дипломатии.

Причиной является опасность альтернативных подходов, непредсказуемые последствия военного удара по Ирану и вера в то, что еще есть время изменить курс Тегерана: даже если он медленно продвигается к производству расщепляющегося материала, он еще не там, и он не освоил технологию создания бомбы.

«Я думаю, что у нас нет лучшего варианта, чем СВДП, чтобы гарантировать, что Иран не будет разрабатывать ядерное оружие», — заявил на прошлой неделе в Брюсселе после встречи официальных лиц ЕС Джозеп Боррель, глава внешнеполитического ведомства Европейского союза, имея в виду Совместный всеобъемлющий план действий 2015 года, в соответствии с которым Тегеран обуздал свою ядерную программу в обмен на снятие экономических санкций.

«Мы должны продолжать как можно больше участвовать в попытках оживить эту сделку», — подчеркнул он.

Однако многие аналитики отмечают, что для дипломатии остается не так много времени и наступает всеобщая усталость от безрезультатных переговоров.

«Каждый день вы видите все больше и больше экспертов, говорящих, что это худшее время для возобновления сделки, и мы должны просто оказывать давление на тамошний жалкий режим», — сказал Роберт Эйнхорн, эксперт по нераспространению в аналитическом центре Института Брукингса.

«Даже среди решительных сторонников возрождения наблюдается своего рода смирение. Их сердца были бы за то, чтобы заплатить политическую цену за возрождение, но их головы говорят им, что это будет действительно тяжело», — добавил он.

В 2018 году бывший президент США Дональд Трамп отказался от соглашения 2015 года, которое в ключевом положении ограничивало обогащение Тегераном урана до чистоты 3,67%, что намного ниже 90%, которые считаются необходимым для создания бомбы.

Трамп вновь ввел санкции США в отношении Ирана, а Тегеран возобновил ранее запрещенные ядерные работы и возродил опасения США, Европы и Израиля, что страна может стремиться создать атомную бомбу. Иран отрицает любые подобные обвинения. В настоящее время Иран обогащает уран до 60%, в том числе в Фордо, на объекте, скрытом под горой, что затрудняет его уничтожение бомбардировками.

Разведывательная оценка США, обнародованная в конце 2007 года, с высокой степенью уверенности показала, что Иран работал над созданием ядерного оружия до осени 2003 года, когда он прекратил работы по созданию оружия.

Дипломаты заявили, что, по их мнению, Иран не начал обогащение до 90%, что, по их словам, они рассматривают это как красную черту.

«Если Иран явно возобновит свою военную программу и будет обогащать на 90%, тогда все дебаты в Соединенных Штатах, Европе и Израиле изменятся», — сказал западный дипломат, заявив, что дипломатический путь останется открытым, если этого не произойдет.

Администрация президента США Джо Байдена в последние месяцы усилила санкции против Ирана, нацеленные на китайские компании, содействующие продаже иранской нефти, и наказывающие иранских чиновников за нарушения прав человека.

Тем не менее, несмотря на то, что переговоры зашли в тупик, Энрике Мора, европейский дипломат, который координирует ядерные переговоры, «продолжает разговаривать со всеми сторонами», — сказал высокопоставленный чиновник администрации Байдена, который говорил на условиях анонимности.

«Мы продолжим оказывать давление, сохраняя дверь открытой для возвращения к дипломатии», — заявил журналистам в Париже в прошлом месяце специальный посланник США по Ирану Роберт Малли, добавив, что, если Иран переступит «новый порог в своей ядерной программе, очевидно, что реакция будет иной».

Несколько западных дипломатов заявили, что они не верят в то, что в ближайшее время будет рассматриваться вопрос о военных действиях против Ирана, и предположили, что удар может просто усилить любое желание Ирана получить ядерное оружие и риск иранского возмездия.

«Я не думаю… любой рассматривает военный вариант в ближайшей перспективе», — сказал западный дипломат. — «Решение не будет военным, и я не слышу, чтобы много людей призывали к нему».

Третий дипломат сказал, что, по его мнению, для Израиля практически невозможно бомбить Иран без поддержки Запада.

Даже если ядерная сделка не может быть восстановлена, высокопоставленный представитель администрации Байдена заявил, что возможны другие дипломатические решения.

«Может ли СВДП быть возобновлен, когда и как — сложный вопрос», — сказал он. — Но даже если в какой-то момент СВПД умрет, это не будет означать, что дипломатия будет похоронена одновременно».