Инженер оборонного НИИ: главные проблемы ВПК — кадры и финансирование
Основные проблемы современного ВПК связаны с низким уровнем выпускников вузов, несовершенной системой финансирования и акционированием государственных предприятий, заявил инженер одного из оборонных НИИ 24 февраля, в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна.
ИА КВ: По какому принципу и в достаточном ли объеме выделяются государством деньги на оборонную промышленность и науку?
«Если взглянуть на оборонные предприятия моего региона, то можно сделать вывод, что финансирование конкретного предприятия ВПК зависит от важности тематики его деятельности для обороноспособности государства в текущий момент. Деньги в "оборонку" идут и этого нельзя отрицать. Но чтобы получить заказы, необходимо действительно делать востребованную силовыми ведомствами продукцию и вести исследования в соответствующей тематике. В этом смысле предприятия ВПК находятся в полностью рыночной среде. И чтобы оставаться востребованными, им необходимо чутко отслеживать изменяющиеся нужды государственного заказчика.
Однако даже в случае получения необходимых заказов, есть и вторая проблема. Современное законодательство предусматривает крайне сложную схему расчета за выполнение гособоронзаказа. Благодаря чему предприятия вынуждены выполнять эти заказы за счет частичного привлечения кредитных средств, тогда как деньги от государства по уже подписанным контрактам сегодня получить очень непросто. Существующая схема с отдельными счетами для каждого заказа и с усложненной процедурой расчета за уже выполненные работы по сути лишает предприятия оборотных средств и заставляет их идти "с протянутой рукой" к банкам, неся излишние издержки на погашение процентов по кредитам»
Преследуют ли оборонные предприятия коммерческие цели или работа нацелена именно на необходимые для обороны разработки, вне зависимости от их прибыльности?
«Если называть коммерческими целями получение прибыли, то предприятия ВПК несомненно преследуют такую цель. Ведь иначе они не смогут развиваться. Если же вопрос стоит в том, занимаются ли предприятия сторонней "приработкой" для получения этой прибыли, то тут все зависит от того, насколько успешна основная деятельность предприятия. Предприятие, на котором работаю я, такой деятельностью не занимается. Но я знаю и другие примеры»
Возможно ли довести новую разработку или открытие до реализации?
«Поскольку я работаю на предприятии, которое объединяет в себе НИИ и опытное производство, то любую разумную идею здесь доводят до реализации. Однако после уничтожения СССР таких предприятий в стране осталось очень немного. В случае разрушенных производственных цепочек, когда НИИ работает "само по себе", с этим действительно могут возникнуть проблемы»
Стоит ли в ВПК проблема кадров? Если да, то предпринимается ли что-нибудь для ее решения?
«Проблема кадров стоит очень остро, поскольку уровень подготовки выпускников год от года снижается. В вузах моего региона еще остаются отдельные факультеты, готовящие хороших специалистов, но реформа образования угрожает уничтожить и их. Некоторые предприятия из гражданской сферы практикуют открытие профильных кафедр под своим патронажем в донских университетах, однако по факту уровень обучения в них ничем не лучше, ибо учеников готовят те же самые преподаватели. Единственный толк от таких кафедр зачастую — потешить самолюбие руководителя предприятия, открывающего такую кафедру. Практический эффект от них очень мал»
Как Вы оцениваете уровень оснащенности оборонных предприятий — достаточен ли он, если нет, то почему? Часто ли обновляется оборудование?
«Как я уже повторял, все это зависит от конкретного предприятия и востребованности государством его тематики. Немаловажна здесь и ведомственная принадлежность. Что касается моего предприятия, то уровень его оснащенности вполне удовлетворителен. Это же касается и уровня зарплаты. Он значительно выше, чем в среднем по региону. И работать на предприятии действительно престижно. Но таких предприятий в России мало»
Что, на Ваш взгляд, является самой острой проблемой ВПК? Что бы Вы улучшили?
«Острых проблем три. Первая — кадровая. И ее улучшить можно, только наведя порядок с высшим образованием в стране в целом. И изменив моральный климат в обществе, который пропагандирует среди молодежи принцип "работать поменьше, получать побольше". Кадровая проблема остро стоит в том числе и среди руководящего состава.
Вторая проблема — современная система финансирования работ, выполняемых по гособоронзаказу. Созданная для борьбы с коррупцией, она поставила предприятия в чрезвычайно сложные условия, лишив их оборотных средств.
И третья проблема — это угроза частичного разгосударствления и акционирования для большинства предприятий. Как показывает практика, акционирование и включение предприятий в госконцерны приводит к массовым сокращениям, отказу от остатков "социалки", передаче части функций на "аутсорсинг" и сдаче помещений в аренду под торговые площади. Кратковременно это может привести к повышению пресловутой эффективности, но в долговременной перспективе это ведет к гибели предприятия»
Напомним, в 2015 году вступили в силу изменения к Федеральному закону «О государственном оборонном заказе» (ГОЗ), предусматривающие открытие для каждого контракта в рамках ГОЗ открытие отдельного счета в банке. Любые платежи в рамках заказа теперь проводятся только с этого счета. При этом проводить по нему сторонние платежи запрещается. Одновременно был создан сложный механизм вывода денежных средств за уже выполненные заказы, в результате чего множество предприятий оборонно-промышленного комплекса столкнулось со значительными финансовыми трудностями.