1. Концептуальная война
  2. Внешняя политика Китая
Москва, / ИА Красная Весна

Китай приручает среднеазиатские элиты — Карнеги-центр

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Китай
Китай

Связи с Китаем становятся все более важным источником доходов для правящих элит и группировок республик Средней Азии, заявил 22 января в своей аналитической статье эксперт по Центральной Азии, консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров. Статья опубликована на сайте Московского центра Карнеги.

Одним из таких примеров Умаров приводит эпизод с разоблаченной схемой увода от налогов импортируемого в Киргизию китайского товара на сумму около $700 млн. С киргизской стороны увод от налогов обеспечивал бывший заместитель председателя Государственной таможенной службы Киргизии Раимбек Матраимов.

С китайской стороны поставки контролировал бизнесмен Хабибула Абдукадыр. Умаров сообщает, что Абдукадыр является одним из влиятельнейших бизнесменов Синьцзян-Уйгурского автономного округа (СУАР) в Китае. По мнению Умарова, Абдукадыр не может действовать без ведома спецслужб КНР.

Садыр Жапаров на своем пути к власти был поддержан большим числом китайских бизнесменов. В 2007 году брат Жапарова Сабыр выиграл гостендер на покупку 71% акций шахты «Жыргалан». После этого шахта была передана китайским инвесторам.

Один из приближенных людей Жапарова, Адыл Жунус-уулу, которого он назвал своим другом, родился в Китае. Жунус является депутатом киргизского парламента.

Жунус ранее занимался разработкой месторождений, он стал соучредителем четырех горнодобывающих предприятий, все предприятия были созданы совместно с китайским бизнесом. Двум из этих предприятий принадлежит здание в Бишкеке, на улице Ибраимова, 100. Именно там находился предвыборный штаб Жапарова.

Часть контрабанды из Китая, проходившая через Киргизию, продавалась на рынке «Абу Сахий» в Ташкенте. Рынком владел один из зятьев президента Узбекистана Ислама Каримова Тимур Тилляев. В 2018 году он был вынужден продать этот рынок, кто его контролирует сейчас, автору издания неизвестно.

В Казахстане под влиянием Китая оказался зять Назарбаева Тимур Кулибаев. Он смог заработать десятки миллионов долларов на строительства газопровода Центральная Азия — Китай. Об этом в 2020 году сообщала Financial Times.

В Таджикистане зять президента Шамсулло Сахибов лоббировал китайскую золотодобывающую компанию China Nonferrous Gold Limited. Сегодня 80% золота в Таджикистане добывается таджикско-китайскими предприятиями.

В Туркмении влияние Китая наиболее сильное, так как он является основными потребителем туркменского газа.

Умаров указывает, что влияние Китая на Среднюю Азию усиливается. Переходным рубежом тут является Киргизия, где Китай перешел от поддержки существующих элит к приведению к власти своих ставленников.

Конечной цель Китая, по мнению Умарова, является установление военного контроля над территорией Средней Азии.