1. Экономическая война
  2. Госдума РФ
Москва, / ИА Красная Весна

В Госдуму внесен законопроект, ограничивающий представительство в судах

Эксперт: «Этот проект открывает дорогу в суды вообще всем желающим, включая лиц, изгнанных из адвокатуры» [cc]
Эксперт: «Этот проект открывает дорогу в суды вообще всем желающим, включая лиц, изгнанных из адвокатуры» [cc]

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий поправки в некоторые законодательные акты, согласно которым представителями в суде при рассмотрении гражданских арбитражных исков могут быть только лица с юридическим высшим образованием или ученой степенью, полученными в России. Соответствующий законопроект внес на рассмотрение в Госдуму председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников 27 сентября, пишет «Коммерсант».

Законопроект «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» предлагает внести поправки в ст. 49 Гражданского процессуального и ст. 59 Арбитражного процессуального кодексов.

В пояснительной записке сказано, что законопроект направлен на обеспечение прав граждан на получение качественной юридической помощи.

Крашенинников считает, что граждане часто сталкиваются с проблемой некомпетентности юристов, которые не имеют профильного образования.

Для лиц, получивших образование за рубежом, необходимо будет пройти специальный экзамен. Юридическая организация, которую возглавляет всё тот же Крашенинников, уже изъявила желание стать допускающей организацией.

Некоторые эксперты, пишет «Коммерсант», отмечают, что данный законопроект отвечает интересам Ассоциации юристов России (АЮР), которую возглавляет депутат Крашенинников.

Отметим, что идея предъявления новых требований к представителям в судах содержится в законопроекте Верховного Суда, который планируется вынести на рассмотрение в октябре.

Первый заместитель президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Евгений Семеняко считает, что Крашенинников хочет, чтобы его организация, АЮР, стала ключевой в вопросах допуска юристов к судебному представительству.

Эксперты отмечают, что законопроект в существующем виде не решит проблему некачественной юридической помощи, потому что в нем отсутствуют требования к опыту юриста, а также отсутствует ответственность за некачественную помощь.

«Этот проект открывает дорогу в суды вообще всем желающим, включая лиц, изгнанных из адвокатуры», — сказал Семеняко.

Эксперты высказывают также другие мнения, в частности, о нарушении прав на помощь гражданских активистов-волонтеров.

«Предлагаемая норма (о профессионализации судебных представителей — прим. ИА Красная Весна) — скорее результат недобросовестной конкуренции между юридическими сообществами, и потому решить проблему качества юридической помощи не может в принципе. Более того, норма эта имеет и обратную сторону. Так, правоприменительная практика принятого в 2015 году Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ, где уже действует подобная норма, показывает, что нововведение существенно ограничивает права нуждающихся граждан на получение юридической помощи от гражданских активистов, не имеющих профильного юридического образования и оказывающих правовую помощь на безвозмездной основе», — сообщил член Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга адвокат Олег Барсуков. Экспертами также отмечается, что помощь непрофессиональных юристов-волонтеров особенно актуальна для отдаленных провинций, где число адвокатов и других юристов-профессионалов существенно ограничено, и потому профессионалы либо зависимы от своих судебных оппонентов, либо вовсе отсутствуют. В связи с этим экспертами допускается также высокая вероятность оспаривания норм о профессионализации судебных представителей на соответствие конституционным нормам в Конституционном суде РФ.

Напомним, 22 сентября СМИ сообщили, что Верховный Суд России готовит законопроект о внесении требований к представителям в судах по гражданским и арбитражным судам. Кроме вышеупомянутых поправок Крашенинникова, законопроект Верховного Суда предполагает значительные изменения Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов, а также Кодекса административного судопроизводства.