Рынок морепродуктов быстро восстановился после пандемии
Цены на морепродукты снижаются со второго квартала 2022 года, в то время как затраты на корма, фрахт и энергию остаются высокими, снижая прибыль производителей. Данные отраслевого издания Rabobank 14 октября сообщило сетевое издание SeafoodSource.
Торговля морепродуктами в 3,6 раза превышает рынок говядины, в 5 раз рынок свинины и в 8 раз торговлю птицей. В 2021 году продажи морепродуктов увеличились на $13 млрд, до максимума в $164 млрд, говорится в отчете Rabobank. Движущей силой роста стали лосось и креветки.
«В связи с возможным макроэкономическим спадом растет неопределенность. Мы по-прежнему ожидаем, что недавние лидеры — лосось и креветки — продолжат расти в ближайшие годы. Эти два вида доказали свою гибкость во время пандемии коронавируса и выиграли от последующего увеличения спроса», — говорится в отчете Rabobank.
По данным Rabobank, производство лосося с 2016 года демонстрирует ускоренный рост. В предпандемические годы с 2013 по 2019 год лососевые продажи лосося увеличились на $4,8 млрд. ЕС с Великобританией увеличили продажи на $1,9 млрд, США на $1,8 млрд. В 2020 году общий оборот торговли упал на 8,4%, в 2021 году рост возобновился.
В 2021 году ЕС и Великобритания сохранили лидерство в потреблении лосося с долей в 41% от общего объема импорта. Импорт в денежном выражении в регионе увеличился на 14%, что показав самый высокий рост с 2016 года. Импорт лосося в США в 2021 году также показал самый высокий рост за десятилетие увеличившись на 27% в денежном выражении. США купили рекордные 505,571 тыс. тонн лосося.
Аналитик Rabobank Seafood Роман Шарма, сообщил, что после пандемии денежный объем торговли лососем подкреплен высокими ценами, вызванными повышенным спросом и ограниченным предложением. Шарма предположил, что увеличение производства «будет иметь важное значение для дальнейшего роста».
С 2013 года рынок креветок увеличился на $7,6 млрд благодаря высокому спросу и легкости наращивания производства. В 2021 году торговля креветками оценивалась в $24 млрд. Креветки стали самым продаваемым видом морепродуктов. Ведущими импортерами креветок являются США и Китай, с объемом в 1 млн тонн.
С 2019 по 2020 год, торговля креветками сократилась на 4,8% и восстановилась в 2021 году. В количественном выражении продажи выросли на 14%, в денежном на 19%. США импортировали креветок на $8 млрд, что на 24,2% больше, чем в 2020 году, а Китай купил продукции на $4,8 млрд, меньше допандемического уровня.
«В 2021 году спрос на креветки вырос благодаря увеличению потребления в сфере общественного питания, дополненного высоким розничным спросом», — говорится в отчете.
Rabobank отметил «переломный момент» в первой половине 2022 года, когда цены начали снижение. Цены снижаются на фоне роста затрат на корма, фрахт и энергию. «Падение спроса, вероятно, вызовет краткосрочный спад торговли. Тем не менее, мы верим в рост индустрии креветок. Отрасль поддерживается высоким долгосрочным спросом», — сказал Шарма.
Рынок морепродуктов США полностью восстановился после пандемии коронавируса и в настоящее время является самым быстрорастущим рынком импорта морепродуктов в мире. В 2021 году импорт США составил $28 млрд, сказано отчете.
В краткосрочной перспективе, по мнению Шармы, импорт в США снизится с пика 2021 года и нормализуется в течение следующих двух-трех лет, в первую очередь из-за надвигающейся рецессии и высокой инфляции. «Мы ожидаем, что потребители будут переключаться на розничные каналы, компенсируя спад в сфере общественного питания», — говорится в сообщении.
Китайский импорт постепенно возвращается к допандемическому уровню.
С 2013 по 2019 год импорта морепродуктов в денежном выражении вырос с $8 млрд до $18 млрд. Рост обеспечили премиальные виды: креветки, крабы и лососевые. За первый год пандемии коронавируса импорт сократился на 17,5% от уровня 2019 года. В 2021 году восстановился на 15,6%.
В денежном выражении импорт Китая составил $17 млрд. Это третий показатель в мире. В количественном выражении Китай занимает второе место и купил 2 млн тонн в 2021 году.
Министерство сельского хозяйства Китая недавно объявило о 14-м пятилетнем плане развития рыболовства. Упор делается на увеличение производства аквакультуры для удовлетворения внутреннего спроса. Rabobank заявил, что не ожидает значительного увеличения производства в краткосрочный перспективе.
«Мы ожидаем воздействия на торговые потоки. На данный момент коронавирусные ограничения влияют на рынок. Мы ожидаем, что эти меры будут временными, и импорт вернется к нормальному уровню в долгосрочной перспективе», — сказал Шарма.
В сообщении сказано, что торговля морепродуктами «пережила один из самых нестабильных периодов в новейшей истории». В связи с возможным макроэкономическим спадом ожидается усиление неопределенности. Банк ожидает, что торговля лососем и креветками продолжат расти, поскольку оба продукта доказали гибкость во время пандемии.
В отчете утверждается, что США и Китай по-прежнему обладают «огромным потенциалом для дальнейшего формирования глобальных торговых потоков морепродуктов и будут ключевыми движущими силами в ближайшей и среднесрочной перспективе».