Театральный режиссер: публика поставила клеймо на современные пьесы
Деятели искусства обсудили непопулярность российских современных авторов в современных театрах, 21 февраля сообщает газета «Известия».
Обсуждение проблем современных театров состоялось в рамках круглого стола «Известий». Среди участников были статс-секретарь Министерства культуры РФ, заместитель министра культуры Александра Журавский, директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок и драматург, режиссер Николай Коляда.
По мнению основателя екатеринбургского «Коляда-Театра» одна из проблем современного театра заключается в том, что нынешняя публика поставила на современные пьесы клеймо: «Я абсолютно уверен, что режиссеры не читают пьесы, когда говорят: «Там чернуха, порнография, гадость».
Вторым неблагоприятным фактором для современных авторов была назвала финансовая сторона вопроса. «Современный автор, охраняемый законом, стоит для театра значительно дороже с финансовой точки зрения. Это разовая выплата, начинающаяся от 1,5 тыс. евро за право постановки спектакля, а дальше — авторские», — отметил Кирилл Крок, подчеркивая, что поставить современную пьесу молодого автора гораздо дороже, чем классику.
Также деятелями культуры обсуждалось предложение министра Владимира Мединского о возвращении в госзадание театра постановки пьес, написанных после 1992 года.
В рамках обсуждения программ поддержки современных театров Александр Журавский подтвердил, что Минкультуры ведет проект поддержки детских театров, которые на сегодня оказались в бедственном положении. Также, подчеркнул Журавский, государство выделяет средства на поддержку молодых драматургов.
«Я 25 лет преподаю драматургам и могу сказать, что сегодня дети пишут о том, есть любовь на свете или нет, где солнце в этом мире и как найти уголок счастья. Не всегда это только провокация, повествование о нашем черном и страшном мире, чаще всего — про любовь. Может, подчас пьесы написаны коряво, но ведь в каждом театре есть завлиты. Они должны работать с авторами, доводить материал до ума. По крайней мере, так было в советское время», — такую оценку будущему театра дает преподаватель-драматург Коляда.
Напомним, что народное недовольство современными постановками и режиссерами связано с серией ярких скандалов, закончившихся судом. Так, в 2015 году разгорелся скандал вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета. Прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания».
В 2017 году наиболее нашумевшим стало дело режиссера Кирилла Серебренникова, касающегося деятельности руководимого им «Гоголь-центра». Из 214 миллионов рублей, выделенных Минкультуры на придуманный Серебренниковым проект по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», только 81 миллион был потрачен на спектакли и театральные проекты, а остальное было обналичено и похищено с помощью созданной компании «Седьмая студия». Серебренникова в августе 2017 года обвинили ко всему прочему в создании организованной группы, его имущество и счета были арестованы.