Вблизи Северного полюса прошла первая ротация полярников дрейфующей станции

Изображение: цитата со страницы vk.com/arcticandantarctic
Первая ротация полярников на российской дрейфующей станции «Северный полюс — 41»
Первая ротация полярников на российской дрейфующей станции «Северный полюс — 41»
Первая ротация полярников на российской дрейфующей станции «Северный полюс — 41»

Первая ротация полярников российской станции, дрейфующей во льдах, прошла в 60 км от Северного полюса, сообщает пресс-служба Арктического и Антарктического научно-исследовательского института 24 апреля на официальном интернет-портале.

В Северном Ледовитом океане в 60 км от Северного полюса состоялась первая ротация участников дрейфующей станции «Северный полюс — 41» Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Смена экспедиционного состава дрейфующей станции «Северный полюс — 41» проведена на льду в точке с координатами 89°24’ с. ш. и 110°32’ в. д.

Для замены специалистов было совершено десять авиаперелетов общей протяженностью свыше 16 тыс. км. Полярники из Петербурга на самолетах долетели до Красноярска, затем из Красноярска до Хатанги. Из-за погодных условий рейс от Хатанги до аэродрома на научно-исследовательской станции «Ледовая база «Мыс Баранова» был отложен на сутки. Затем в течение суток состоялись авиаперелеты по маршруту Хатанга — Ледовая база «Мыс Баранова» — База Барнео — ЛСП «Северный полюс».

20 апреля 2023 года самолет Ан-72, осуществлявший перелет из Красноярска, приземлился на ледовую взлетно-посадочную полосу на ледовой базе Барнео. Финальный этап, включающий двухсоткилометровую переброску полярников, обеспечивали два вертолета Ми-8Т. Они доставили экспедиционный состав к месту ротации и к месту дрейфа.

В результате девять специалистов, завершивших работу в арктических широтах, прибыли в Санкт-Петербург, а семь человек успешно приняли вахту в составе дрейфующей станции на ледостойкой платформе «Северный полюс». Директор ААНИИ Александр Макаров отметил, что операция была сложнейшей по масштабам и условиям.

«Мы отработали модель, которая в дальнейшем позволит нам четко и слаженно проводить подобные рокировки. Особую роль в этом сыграл восстановленный аэродром на Ледовой базе „Мыс Баранова“, прекративший прием воздушных судов почти 35 лет назад и практически с нуля восстановленная нашими специалистами», — сообщил Макаров.

Он отметил, что эта восстановленная взлетно-посадочная полоса будет использоваться для обеспечения полярных экспедиций, а в случае необходимости — для аварийно-спасательных работ на трассе Северного морского пути.

По словам начальника Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Владимира Соколова, решение использовать взлетно-посадочных полос на ледовых базах Мыс Баранова и Барнео было принято, поскольку дрейфующая станция находится фактически вне предела вертолетной досягаемости, а организация топливных подбаз на льду является дорогостоящей и небезопасной процедурой. В ротации полярников участвовали пилоты нескольких авиаподразделений.

«Подготовительные работы и непосредственно ротация поводились в сложнейших погодных условиях, при сильных перепадах температур», — сказал Соколов. Он добавил, что полярником удалось уложиться в запланированный график, а встреча прибывших и уезжающих членов экспедиция была наполнена теплом. На ледостойкую платформу вместе с новым составом доставлены более тонны грузов, в том числе научное оборудование и посылки из дома.

В настоящее время ААНИИ приступил к подготовке морской операции для масштабной смены состава и доставки на дрейфующую станцию большого количества грузов. В августе 2023 года в район дрейфа ледостойкой платформы «Северный полюс» планируется отправить научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников».

Отмечается, что дрейфующая станция «Северный плюс — 41» преодолела от точки старта более 1000 км. В настоящее время станция движется в приполюсном районе, на расстоянии около 200 км от географического полюса.