Идеолог реформ образования: учебники должны соответствовать стандарту
Учебники и программы, игнорирующие единый стандарт образования, не должны попасть в школы, заявил директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Асмолов 27 февраля в интервью сайту «Последний звонок».
В завершении интервью давнему идеологу реформ российской системы образования был задан вопрос о возможности создания единых для всей страны учебников. По мнению Александра Асмолова, являющегося сторонником «вариативного гуманистического образования», учебников может быть несколько, но необходим твердый единый стандарт, который бы обозначил границы для авторов.
«…есть стандарт образования, где описывает содержание образования. Что есть примерные, делаю акцент на этом слове, программы содержания образования, и под эти программы и этот стандарт с учетом четких целей и содержания фундаментального ядра в них, могут быть написаны разные учебники образования. Три, четыре учебника и мастерство автора, которое всегда было, и в советское время были разные учебники…», — заявил он.
В ответ на это интервьюер привел случай, когда при переходе из одной московской школы в другую, ученик обнаружил, что на уроках математики проходят совершенно разный материал. Директор ФИРО Асмолов подчеркнул, что такие ситуации являются примером не творческой вариативности авторов учебников, а банальным нарушением порядка. По его мнению, поступающие в школы учебные материалы должны проходить жесткую проверку на предмет соответствия стандартам образования.
«Это не вариативность, а это нарушение стандарта образования. Значит это плохой учебник, и плохая программа. Учебники, которые расходятся со стандартами образования, учебники, за которыми проступает некомпетентность, должны пройти жесткую систему экспертизы, и они не должны попасть в мир школы», — отметил Асмолов.
Напомним, дискуссия о написании единых учебников и программ для всей России ведется уже давно. Особенно остро она развернулась вокруг преподавания истории Отечества. Сторонники единого учебника считают, что часто противоречащие друг другу трактовки русской истории в различных учебных материалах создают базу для мировоззренческого раскола общества. Противники уверены, что навязывание одной точки зрения убьет свободу творчества исследователей истории и ученых-авторов учебников, а так же что это не соответствует провозглашенным в России демократическим ценностям.