Российская антарктическая экспедиция открыла 18 озер у станции «Русская»

Изображение: (cc) Skeeze
Антарктида

18 ранее неисследованных озер в районе антарктической станции «Русская» обнаружили и исследовали специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), 15 июня сообщает пресс-служба НИИ.

Исследования проводились в рамках 67-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) совместно с Институтом озероведения РАН и Институтом эпидемиологии и микробиологии РАН.

Площадь открытых озер составила до 8,5 тыс. кв. метров. Те из них, которые расположены выше 85 м над уровнем моря, —пресные, а ниже — соленые. Большинство озер промерзли насквозь, однако в некоторых под толстым слоем льда была обнаружена вода.

Так, при бурении льда на одном из соленых озер брызнула струя соленой воды, которая фонтанировала потом в течение суток. Соленость озер ученые объясняют наличием на поверхности налета NaCl, образующегося при испарении льда или атмосферных осадков в насыщенной морской солью прибрежной зоне Антарктиды.

Всем открытым озерам участники экспедиции дали названия, теперь в Антарктиде есть озеро Геологов, а также Океанологов, Восточное, Каньон, Прибрежное, Азимут и другие. Ближайшее к станции «Русская» пресное озеро предполагается использовать как источник ее водоснабжения.

Несмотря на низкие температуры и соленость воды, в антарктических озерах есть жизнь. Из донных отложений сотрудники лабораторий Института озероведения РАН выделили органические гуминовые соединения. В Институте эпидемиологии и микробиологии им. Пастера из взятых проб выделена ДНК, анализируя которую, ученые определят видовой состав обитателей антарктических озер.

Исследование проб воды и донных отложений даст ученым информацию об эволюционных процессах природных условий одного из самых малоизученных и суровых районов побережья Антарктиды.

Следует отметить, что антарктическая станция «Русская» находится на наименее изученном участке побережья тихоокеанского сектора Антарктиды. Здесь располагается зона наиболее низкого на Земле атмосферного давления, что создает особенно суровые погодные условия даже по антарктическим меркам.

Аномально низкое атмосферное давление в этом районе сопровождается очень высокой скоростью ветра, что позволило дать станции образное название «полюс ветров Антарктиды».

В районе «Русской» среднее многолетнее число дней со скоростью ветра более 15 м/с в районе станции составляет 264, а ветер со скоростью более 30 м/с дует в среднем 136 дней в году. Рекордным из зафиксированных стал день 27 октября 1986 года, когда максимальные порывы ветра достигли скорости 75 м/с.