Необычные землетрясения выявлены на бывшем нефтяном месторождении в Испании
Необычную сейсмическую активность зафиксировали ученые на бывшем нефтяном месторождении недалеко от побережья Валенсии в Испании, согласно исследованию, опубликованному 10 августа в журнале Nature Communications.
Исследование было сосредоточено на сейсмической последовательности 2013 года на платформе Кастор бывшего нефтяного месторождения, примерно в 20 км от побережья Валенсии. На начальном этапе разработки хранилища газа на бывшем нефтяном месторождении после закачки газа в истощенные слои пласта произошли тысячи землетрясений магнитудой ниже 4,1.
В то время как аналогичные операции по хранению газа во всем мире, как правило, не стимулируют значительную сейсмичность, последовательность Кастора на сегодняшний день остается наиболее значительным случаем сейсмичности, связанной с промышленными операциями этого типа в Европе.
Новый анализ выявил около 3500 землетрясений, которые произошли на небольшой глубине в период с сентября по начало октября в окрестностях платформы Кастор. Вследствие чего в процессе исследования были впервые выявлены три фазы кризиса.
Первая фаза, сопровождавшая закачку газа с начала до середины сентября, характеризовалась слабой сейсмичностью, которая постепенно увеличивалась по магнитуде. Остановка закачки ознаменовала начало второй фазы, продлившейся до конца сентября, когда сейсмичность медленно переместилась к юго-западу, вызванная диффузией порового давления.
На третьей фазе, длившейся до начала октября, наблюдалась быстрая обратная миграция, при этом все сильные землетрясения происходили в результате разрушения нагруженных выступов. Сейсмичность в основном повлияла на вторичный разлом, расположенный близко под водохранилищем и опускающийся напротив разлома, ограничивающего водохранилище.
Исследование демонстрирует, что детальное представление о динамике сейсмических последовательностей может быть получено даже при отсутствии плотной локальной сети мониторинга, что является ориентиром для аналогичных будущих исследований в других местах.
Эти выводы важны также в свете того, что проект Castor был заброшен после землетрясений, и вопрос о предсказуемости рисков и ответственности за такие события находится в стадии общественного обсуждения.