Вступил в действие запрет на ввоз в Россию мяса из Бразилии

Изображение: google, cc0
Сырое мясо
Сырое мясо

Поставки мясной продукции из Бразилии в Россию приостановлены Россельхознадзором, 1 декабря сообщает РИА Новости.

Решение о запрете импорта свинины и говядины из Бразилии было принято в связи с тем, что в ноябре Россельхознадзором было обнаружено, что в бразильском мясе содержится запрещенный в России стимулятор роста мышечной массы животных рактопамин.

По словам помощника руководителя Россельхознадхзора Юлии Мелано, применение данных мер необходимо, чтобы защитить граждан России и других потребителей внутреннего рынка от опасной продукции.

Несмотря на то, что в результате переговоров между Россельхознадзором и Министерством сельского хозяйства Бразилии, которые проходили в 2013–2014 годах, Бразилия приняла на себя обязательство не использовать рактопамин при выращивании животных для России и поставлять только «чистое» мясо, запрещенный препарат был выявлен в бразильском мясе.

По мнению директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС при президенте РФ Натальи Шагайда, данные запретительные меры не отразятся значительным образом на российских ценах в связи с тем, что объемы поставок из Бразилии не были значительными.

Также она пояснила, что бразильское мясо в основном использовалось при изготовлении колбасных изделий и что если и будут изменения в российских ценах, то это коснется только этого вида продукции, но в таких пределах, что для потребителя это будет незаметно.

Напомним, что рактопамин — это вещество, которое используется в животноводстве для увеличения мышечной массы животными. Запрет на его использование существует в 160 странах мира, включая страны Евросоюза, Россию, Китай и Тайвань.

При использовании рактопамина при выращивании животного, вещество накапливается в его тканях, и, при употреблении мяса таких животных в пищу, рактопамин попадает в организм человека. Его действие на здоровье людей до конца не изучено, однако уже сейчас известно, что он может вызывать тахикардию, головные боли, повышение артериального давления, мышечные спазмы. Особенно не рекомендуется употреблять в пищу мясо с рактомамином людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Комментарий редакции

В «креативной» тусовке принято считать, что на Западе врачи и фармакологи давно обо всем между собой договорились, и лишь «дремучая» Россия не спешит пойти навстречу единым стандартам и нормам доказательной медицины. Насколько такое представление далеко от реального положения дел, наглядно иллюстрирует американо-европейский конфликт вокруг рактопамина.

История продовольственной конфронтации США и Европы берет начало еще в 1989 году, когда Евросоюз запретил импорт на свою территорию американского мяса, содержащего гормоны роста, причем запрет на один из гормонов — эстрадиол — в 2003 году был продлен без возможности отмены в будущем.

Рактопамин хоть и не относится к стероидным гормонам, но тоже стимулирует рост мышечной массы, будучи добавлен в корм скоту. Это соединение является агонистом бета-адренорецепторов, то есть связывается с ними, вызывая биохимический отклик. У скота этот отклик выражается в ускорении роста, тогда как у людей могут наблюдаться тремор, тахикардия, головная боль и другие симптомы отравления. Ситуацию усугубляет кумулятивный эффект, то есть способность рактопамина накапливаться в мясе, что увеличивает вероятность отравления. Рактопамин также повышает содержание воды в продукте, поэтому рядовые потребители не только рискуют своим здоровьем, но еще и терпят убытки.

О возможном вреде агонистов бета-адренорецепторов впервые заговорило Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (EFSA) в 2009 году, тогда как американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) с 2000 года настаивало на безопасности рактопамина. В результате к запрету на стероидные гормоны в животноводстве Евросоюз добавил запрет на рактопамин. Очень похоже на то, что Старый Свет пытается отстоять остатки своего суверенитета хотя бы в продовольственной сфере, то есть у «последней черты», где речь идет о здоровье населения. В России рактопамин также не имеет легального статуса, и запрет на бразильское мясо — лишь один из мелких эпизодов продовольственной войны, главное содержание которой вращается вокруг поставок из Америки и Канады.

Конфликт вокруг использования рактопамина в животноводстве иногда муссируется псевдолиберальными публицистами, которых вряд ли хоть сколько-нибудь заботит продовольственная безопасность России и здоровье нации. Не обращая внимания на европейский опыт, они некритически воспринимают FDA как палату мер и весов, сверяясь с оценками американских экспертов как с эталонами. Особо отличилась на этом поприще известный медицинский журналист Алла Астахова. Так, еще в 2013 году она предполагала, будто Роспотребнадзор «возводит барьеры для ввоза в страну американского мяса в качестве ответной меры на „Акт Магнитского“», но предпочла сделать вид, будто подобных барьеров нет в европейских странах.

Стоит упоминания и то, что рактопамин производится одним из дочерних предприятий Elly Lilly. Эту американскую фармацевтическую компанию уже неоднократно «ловили за руку» — например, в случае с пресловутым флуоксетином (прозаком). Руководство фирмы не просто скрывало от общественности, что этот антидепрессант повышает риск суицида, но и напрямую подкупало экспертов FDA, чтобы те тоже умолчали об этом риске. Это заставляет задуматься о том, насколько предвзятую оценку рактопамину, равно как и любому другому препарату, могли дать представители Elly Lilly и FDA.

Кроме того, настораживает, что в литературе упоминается лишь об одном клиническом испытании рактопамина на 6 добровольцах, в то время как остальные исследования проводились исключительно на животных. Этот факт, вкупе с дурной репутацией Elly Lilly, наводит на мысль, что американским фармакологам действительно есть что скрывать от остального мира.