В Ботсване суд вернул работу уборщице, сообщившей о нарушениях на выборах
Почти через год после того, как ее уволили, уборщица из офиса окружного комиссара в Ганци в Ботсване вернула себе работу — Высокий суд Мауна постановил, что она должна быть немедленно восстановлена в должности, сообщает 27 мая газета TheVoiceBW.
Помимо того, что ей вернули швабру, Тлхалефанг Колобетсо получит значительную сумму денег, поскольку суд постановил выплатить ей полную компенсацию за все те месяцы, когда ей после объявления об увольнении 3 июня 2021 года не платили зарплату.
Кроме того, судья Бугало Марипе поручил правительству оплатить все судебные издержки, связанные с судебным разбирательством.
Проблемы Колобетсо на работе начались через пять дней после всеобщих выборов 2019 года, когда она наткнулась на пять прозрачных контейнеров, наполненных использованными урнами для голосования, спрятанных в туалете офиса окружного прокурора.
Позже в тот же день окружной прокурор Мукеци Лесетеди позвонил ей и спросил, видела ли она урны для голосования, на что Колобетсо подтвердила, что видела.
«Впоследствии ей было приказано не заходить в туалет, потому что урны для голосования были конфиденциальной информацией, и ее предупредили, чтобы она никому об этом не рассказывала, иначе она будет уволена с работы», — сообщается в тексте решения судьи Марипе.
Сообщается также, что такое предупреждение так потрясло Колобетсо, что она не смогла удержаться, чтобы не поделиться своей новостью с коллегой Сегомоцо Мхалади.
В результате это событие быстро стало достоянием общественности, и за ним последовал протест против результатов парламентских выборов в округе Ганци Норт, поданный одним из претендентов из политического альянса Umbrella for Democratic Change (UDC) Ноа Салакае.
1 июня 2020 года Колобетсо на работе было предъявлено обвинение в ненадлежащем поведении. 11-го числа она запросила дополнительные подробности обвинения, но, хотя ей так и не представили их, тем не менее 18-го ее вызвали на дисциплинарное слушание.
28 июля была вынесена рекомендация о ее увольнении. Однако только почти год спустя она получила на руки приказ о нем.
Возражая против своего увольнения в суде, Колобетсо утверждала, что ее нельзя было уволить за разглашение информации, не разрешенной правительством, потому что в то время эта информация не была правительственной, поскольку находилась на хранении у окружного прокурора, являвшегося в это время членом избирательной комиссии, а не государственным служащим.
Она также утверждала, что разоблачение возможной коррупции не является нарушением конфиденциальности, а граждане, соблюдая гражданский долг, обязаны сообщать о любых таких проблемах либо надзорному органу, либо независимому правозащитнику.
«Никакого предварительного разрешения не требуется!» — настаивала уборщица.
В своем решении судья Марипе пришел к выводу, что работодателю потребовалось слишком много времени, чтобы разобраться с этим вопросом, и тот не привел разделы закона, которые, по их словам, Колобетсо нарушила.
Против иска Колобетсо на слушании выступили директор по управлению государственной службой (DPSM), постоянный секретарь министерства по делам президента, управлению и государственному управлению и генеральный прокурор. И все они потерпели поражение от уборщицы, пишет в заключение газета.