Ученые оценили, как проходит освоение Сибири и Дальнего Востока
Развитие сети дорог, особенно в удаленных местах, наиболее существенно влияет на характер землепользования в Сибири и на Дальнем востоке, выяснил международный коллектив исследователей, 5 ноября пишет журнал «Наука в Сибири».
Ученые сравнили спутниковые снимки с 1975 по 2010 годы, чтобы оценить проходящие изменения на этих территориях, которые суммарно составляют одну десятую часть суши.
В коллектив вошли специалисты России, США и Финляндии. Сравнивая спутниковые снимки разных лет, ученые классифицировали характер использования земель в прошлом и в настоящее время.
Наиболее очевидное изменение — увеличение покрытия регионов дорогами, причем наибольший вклад внесли не крупные автострады, связывающие районы с плотным населением, а второстепенные дороги.
«Предположительно, это связано со строительством постоянных или временных дорог для транспортировки древесины из мест лесозаготовок, включая незаконные рубки», — написали в журнале.
Также на облик местности существенно влияли пожары, которые существенно меняли облик лесов. Стоит отметить, что по площади в Томской области и Красноярском крае территории вырубок сопоставимы с выгоревшими лесами.
«В советское время наблюдались взаимосвязанные изменения площади поселений, сельскохозяйственных земель и сети дорог. В 1990-е годы и начале текущего столетия эти процессы слабо связаны», — отметил один из автором исследования заведующий лабораторией мониторинга леса Института леса им. В. Н. Сукачева КНЦ СО РАН, доктор биологических наук профессор СФУ Вячеслав Иванович Харук.
По его словам, за последние 30 лет площадь поселений практически не менялась, сельскохозяйственных земель снижалась, а временная дорожная сеть только росла и расширялась.