Правительство Омана согласовало меры для усмирения протестов

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Персидский залив
Персидский залив

Правительство Омана согласовало меры для ослабления протестов, которые прошли в стране в конце мая, 9 июня сообщило издание Аl-Мonitor.

В качестве улучшения ситуации с безработицей было анонсировано создание более чем 32 000 рабочих мест, дополнительный набор открылся в армию.

Однако эти меры были признаны митингующими недостаточными. В 2011 году после серии протестов по схожей проблеме были приняты аналогичные решения и в стране решили создать дополнительные 50 000 рабочих мест. Однако эти меры решают проблему лишь ситуативно, в долгосрочной перспективе всё остается по-старому.

Социальная проблема еще заключается в том, что оманцы привыкли работать на государственной службе, и любой переход в частный сектор небезосновательно воспринимается как ухудшение социального состояния. Время рабочего дня и ожидаемая оплата значительно уступают. В 2019 году, например, доля трудящихся-мигрантов в частном секторе Омана составила 86%.

В Омане сейчас сложная и бесперспективная экономическая ситуация. Кажется, что для изменения текущего негативного тренда требуется какое-то кардинальное решение, план — но его пока нет. На этом фоне активисты критикуют статьи годового бюджетного расхода государства — около 25% составляют военные расходы. Такая дикая пропорция является 3-й в мире после Эритреи и Ливии.

Государственные доходы сильно сконцентрированы и в значительной степени зависят от экспорта углеводородов. В прошлом году нефть и газ по-прежнему составляли более 70% государственных доходов, а долг в процентах от объема производства экономики вырос примерно до 80%.

Цена на нефть марки Brent, торгующейся выше 70 долларов за баррель с начала июня 2021 года, может дать некоторую передышку руководству страны, чтобы приостановить некоторые реформы, и уникальный шанс удвоить диверсификацию оманской экономики в сторону от нефтяных доходов.

Султан Хайтам, который унаследовал в начале 2020 года государство-должник со слабо диверсифицированной экономикой в период шока, вызванного пандемией COVID-19, вынудил правительство ускорить реформирование экономики.