В Лондоне заявили, что закон не позволит музеям возвращать награбленное

Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1882
Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1882

Премьер-министр Великобритании Риши Сунак исключил возможность изменения закона, который мешает Британскому музею вернуть мраморы Парфенона Греции, 7 декабря пишет The Guardian.

Официальный представитель премьер-министра заявил, что правительство не планирует вносить поправки в законодательство, которые могли бы дать музею право распоряжаться предметами из своей коллекции только в очень ограниченных случаях. Однако оно может решить передать часть коллекции Греции.

«У нас нет планов изменить закон, который запрещает изъятие предметов из коллекции Британского музея, за исключением определенных обстоятельств, — сказали в пресс-службе премьер-министра. — Наша позиция по этому поводу не изменилась. Решения, касающиеся ухода за коллекциями и управления ими, относятся к компетенции музея и его попечителей. Скульптуры Парфенона по закону принадлежат попечителям и в оперативном отношении не зависят от правительства».

Британский музей заявил, что хочет «нового партнерства по мраморам Парфенона с Грецией», но действует в рамках закона, «и мы не собираемся демонтировать нашу великую коллекцию, поскольку она рассказывает уникальную историю нашего общего человечества».

Ранее греческая ежедневная газета Ta Nea сообщила, что бывший министр финансов Великобритании Джордж Осборн, председатель Британского музея, с ноября 2021 года ведет переговоры с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом о возможном возвращении скульптур.

Мраморные статуи, которые украшали 2500-летний храм Парфенон на Акрополе в Афинах, были вывезены лордом Элгином в начале XIX века, когда он был послом Великобритании в Османской империи, и они были предметом давнего спора между Лондоном и Афинами.

Мраморы Парфенона — далеко не единственный такой спор. Ранее музей Хорнимана на юге Лондона вернул украденные бронзовые изделия из Бенин-Сити в Нигерию.

На Даунинг-стрит не сали комментировать ситуацию и заявили, что общественность «проголосует ногами», если ей не нравится, когда музеи удаляют спорные предметы из своих коллекций.

«Я с осторожностью отношусь к комментариям о том, как конкретные музеи должны отображать свои коллекции; Я думаю, что это правильное дело для них, — сказал представитель. — Очевидно, что им нужно будет обосновать любые решения, принятые перед общественностью, и общественность вынесет суждение, основанное на голосовании ногами».