В Китае роботы заменяют воспитателей в детских садах. Что дальше?
Роботы, выполняющие функции воспитателей, появились в детских садах Китая, 29 августа сообщает «Российская газета».
Робот по прозвищу Киэко способен рассказывать истории, предлагает выполнять упражнения, а также может эмоционально реагировать на правильные детские ответы морганием «глаз», выполненных в форме красных сердец.
Высота робота — 60 сантиметров, передвигается он на маленьких колесах и оснащен камерами для записи видео и определения своего местоположения. Робот используется уже в 600 детских садах.
Стоимость каждого робота составляет 10 000 юаней (1 280 евро), что примерно равно ежемесячной зарплате воспитателя.
Отметим, по данным Международной федерации робототехники, Китай является лидером по использованию роботов. В стране на заводах задействовано около 340 000 роботов. Кроме того, роботы используются и при оказании услуг: они доставляют гражданам покупки, консультируют по вопросам законодательства и даже способны сопровождать пожилых людей на улице.
Кроме того, недавно в Пекине прошла международная конференция по робототехнике, на которой были показаны роботы-хирурги и другие экспонаты с различными функциями. В том числе были представлены ультрареалистичные андроиды, способные разговаривать и изменять мимику.
Проблема замены человека роботом — один из главных вызовов человечеству в XXI веке. Пример Китая нагляден. Стоимость робота примерно равна одной месячной зарплате воспитателя. При этом его техническое обслуживание стоит очевидно меньше, не говоря уже об отсутствии отпусков, больничных и необходимости для работодателя делать налоговые отчисления с заработной платы.
Но такая замена порождает принципиальные вопросы. Первый — что делать массам людей, которых со временем роботы будут вытеснять с рынка труда все сильнее? Второй — способен ли робот полноценно заменить человека в тех отраслях, где первостепенную роль играет именно человеческие взаимоотношения, в частности — в воспитании?
Ответы на эти вопросы будут определять пути развития человечества и то, насколько гуманистичным или антигуманистичным окажется мир ближайшего будущего.