Президент ФРГ: страна должна понять, как использовать свою собственную силу

Василий Верещагин. Орлы (Забытый солдат, фрагмент). 1881-1885
Василий Верещагин. Орлы (Забытый солдат, фрагмент). 1881-1885

Германия должна сделать правильные выводы из вывода своих войск из Афганистана, заявил президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер 13 октября на центральном итоговом обращение по миссии в Афганистане.

«Для меня несомненно одно: падение Кабула стало поворотным моментом. Мы находимся на перепутье, которое заставляет нас заново и самокритично задуматься о нашей ответственности в мире, о наших возможностях и их пределах», — сказал Штайнмайер.

И добавил: «Я надеюсь, что через 20 лет мы не будем оглядываться на этот перекресток и говорить: разочарованность и вывод войск были нашим ответом на проблему Афганистана. Это был бы неправильный урок!».

Штайнмайер отметил роль Германии как самой густонаселенной страны ЕС и четвертой по величине экономики в мире. На фоне истории Германии и ее собственных интересов, сказал он, она не должна быть равнодушной к тому, что происходит в мире.

«Вот почему уход из мира не должен быть нашим ответом, — отметил Штайнмайер. — Я убежден: внешняя политика и политика безопасности Германии после Афганистана должна стать честнее, умнее и сильнее».

Германия должна научиться понимать и использовать свою собственную силу — и в то же время знать ее пределы, сказал он. По его словам, в условиях демократии это возможно только в том случае, если все — политические партии, СМИ, эксперты и практики — будут обсуждать друг с другом, без идеологических оговорок и мигалок, интересы Германии и то, что Германия может и хочет отстаивать. Он также призвал Германию стать сильнее в своих возможностях, включая военный потенциал.

Федеральный президент отдал должное службе солдат в Афганистане. «Бундесвер выполнил все, о чем его просили политики», — сказал он. 59 немецких солдат, отдавших свои жизни в Афганистане, заплатили самую высокую цену, которую только может заплатить солдат за свою страну: «Мы в глубоком долгу перед ними».

Комментарий редакции

В данном контексте важно обратить внимание на то, что Штайнмайер решил упустить, обсуждая историческую ответственность Германии. Призыв к усилению военных возможностей страны звучит на фоне усиливающейся радикализации Бундесвера, но об этом не прозвучало ни одно слово.

Также Штайнмайер не рассказал, что же мешало экспертам и партиям Веймаровской Республики справится с нацистским поворотом. А ведь там также существовала демократия. Это наводит на мысль, что провал Бундесвера в Афганистане будут усиленно использовать для возрождения глобальных, не вполне гуманстических амбиций Германии.