1. Политическая война
  2. Ситуация в Ираке
Багдад, / ИА Красная Весна

Ирак получил передышку, но многие проблемы не решены — Reuters

Изображение: https://gds.gov.iq/
Мухаммед аль-Судани
Мухаммед аль-Судани

Благодаря высоким ценам на нефть и периоду политического спокойствия в стране и в регионе Ирак выглядит более стабильным, чем когда-либо после вторжения США, хотя попытка правительства закрепить успехи за счет расточительства бюджета может стать шаткой основой для спокойствия, отметили аналитики Тимур Ажари, Амина Исмаил и Ахмед Рашид 16 июня в статье для Reuters.

Находящийся у власти с октября премьер-министр Мохаммед Шиа аль-Судани запустил программу по восстановлению инфраструктуры и привлечению иностранных инвесторов, но аналитики говорят, что его планы находятся под угрозой из-за неопределенного прогноза цен на нефть и нестабильности региона.

«Мы позитивно оцениваем краткосрочные перспективы, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе существуют серьезные проблемы», — сказал один западный дипломат.

Приведенный к власти мусульманскими шиитскими группировками, поддерживаемыми соседним Ираном, Судани на этой неделе прошел свое первое серьезное испытание, проведя государственный бюджет через парламент.

Он также выполнил сложный дипломатический маневр балансирования в отношениях с заклятыми врагами Ираном и Соединенными Штатами.

Судани заслужил похвалу Вашингтона, выполнив требования прекратить контрабанду долларов в Иран в нарушение санкций США, но при этом порадовал союзников Тегерана в Ираке массовым наймом сотрудников на государственную службу и планами крупных проектов по созданию новых рабочих мест для ополченцев, ранее боровшихся с ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Депутат от шиитской общины Ирака, которая поддерживает Судани, сказал, что премьер-министр работает «как успешный дипломат, который может поддерживать хорошие отношения с Западом и американцами и в то же время посылать позитивные послания Тегерану».

НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Советник правительства по иностранным делам Фархад Алаалдин сказал, что Судани служит всем иракцам, а не только союзникам Ирана.

«Прошло много времени с тех пор, как мы наслаждались политической стабильностью такого рода, когда кризисы, с которыми мы сталкиваемся, решаются в залах заседаний и под крышей парламента, а не снаружи», — сказал Алаалдин.

Это серьезный сдвиг по сравнению с прошлым годом, когда соперничество между шиитскими группировками заблокировало формирование правительства, что привело к насилию и усилило опасения гражданской войны в стране, которая страдает от конфликта и хаоса после вторжения 2003 года.

Более спокойная ситуация наблюдается и в других районах Ближнего Востока, где преимущественно шиитский Иран и преимущественно суннитская Саудовская Аравия восстановили связи, ослабив соперничество, которое часто разыгрывалось по всему региону.

Тем не менее, аналитики говорят, что многие проблемы Ирака остаются нерешенными, начиная от сильной зависимости от доходов от нефти и нестабильности мирового энергетического рынка и заканчивая взяточничеством и сектантством.

«Система коррупции и политического покровительства укоренилась и сдерживала любые попытки реформ в течение последних 20 лет», — сказал Рено Мансур, директор Иракской инициативы лондонского аналитического центра Chatham House (организация, признанная нежелательной в РФ).

Он сказал, что Ирак может легко дестабилизироваться проблемами за пределами его границ, назвав страну «игровой площадкой для региональных и глобальных проблем». Однако, по его словам, разрядка отношений между Саудовской Аравией и Ираном «потенциально дает Ираку некоторое пространство для передышки».

Ирак остается уязвимым к геополитическим потрясениям, в том числе на севере, контролируемом курдами, где враждуют соперничающие партии. Турция и Иран развернули военные операции против курдских группировок боевиков там, заявив, что они угрожают их национальной безопасности.

ФИНАНСОВАЯ ЩЕДРОСТЬ

Проблем предостаточно и в других местах. Прошлогодние опасения по поводу гражданской войны уменьшились только после того, как популистский шиитский священнослужитель Муктада Садр отошел от политики, а его огромное количество последователей покинули улицы. Но он уже отступал раньше, и аналитики говорят, что его сторонники могут снова устроить беспорядки, если он попытается вернуться.

Тем не менее, у Судани были успехи. Его бюджет был принят после жестких переговоров, направленных на то, чтобы заручиться поддержкой шиитских, курдских и суннитских арабских фракций.

Но бюджет, крупнейший в Ираке, прогнозирует расходы в размере 198,9 трлн динаров (153 млрд долларов) с планами добавить более 500 000 рабочих к и без того раздутой бюрократии, вопреки рекомендациям Международного валютного фонда.

Большинство семей полагаются на доход родственников, работающих в государственном секторе, который трудно сократить, если цены на нефть упадут, а доходы штата сократятся.

Стремясь укрепить экономику, Судани привлек иностранные инвестиции, в том числе возобновил сделку на 27 миллиардов долларов с французской Total Energies и QatarEnergies по развитию добычи нефти и газа.

Его дипломатические инициативы, тем временем, включали визиты в Германию, Францию и Саудовскую Аравию. Но особенно он заручился поддержкой Соединенных Штатов, которые имеют 2500 солдат в Ираке для консультирования и оказания помощи в борьбе с остатками «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Барбара Лиф заявила, что программа экономических реформ правительства и борьба с коррупцией — это «именно то, что доктор прописал».

«Мы будем поддерживать это правительство, предпринимающее эти шаги», — заявила она в Багдаде в мае, назвав Ирак местом для сотрудничества, а не «полем битвы».