1. Экономическая война
  2. Палестинский вопрос
Газа, / ИА Красная Весна

Газовая сделка может сделать из Израиля и ХАМАС партнеров — Washington Post

Изображение: (сс) Amir.bendavid
Газовая платформа «Левиафан» у берегов Израиля
Газовая платформа «Левиафан» у берегов Израиля

Гонка Европы по поиску альтернатив российским энергопоставкам возрождает давно забытую палестинскую инициативу по добыче природного газа у побережья блокированного сектора Газа, 25 ноября пишет The Washington Post.

Палестинские официальные лица заявили, что быстро продвигающиеся переговоры с египетскими инвесторами могут дать палестинцам проблеск надежды после того, как планы по разработке газа в Газе, наряду с планами по созданию палестинского государства, были отодвинуты на второй план из-за более чем двух десятилетий напряженного конфликта с Израилем и столь же непреодолимых политических разногласий между двумя разрозненными частями Палестины.

Проект стоимостью $1,4 млрд, который будет завершен к февралю 2023 года и позволит начать добычу газа к марту 2024 года, станет результатом сотрудничества с высокими ставками между Палестинской администрацией, Египтом, Израилем и ХАМАС, исламистской боевой группировкой, правящей в секторе Газа.

Многостороннее партнерство также, по мнению отраслевых и политических аналитиков, станет спасательным кругом для нуждающейся в деньгах и крайне непопулярной Палестинской администрации, которая базируется на Западном берегу и в течение последних 15 лет не имеет власти в секторе Газа.

Власти в Рамалле, в свою очередь, рассматривают газовые запасы Газы как «опору для улучшения своих финансовых планов», — считает председатель Палестинского управления по энергетике и природным ресурсам Зафер Мильхем.

«Мы ждали этого развития и процветания, которое с ним приходит», — сказал он. «Я надеюсь, что это будет шагом в будущее».

Проект под руководством Египта «внесет вклад в укрепление национальной независимости Палестины», говорится в меморандуме о взаимопонимании от февраля 2021 года между Палестинским инвестиционным фондом (PIF) и египетским консорциумом инвесторов Egypt Natural Gas Holding Co. (EGAS).

С тех пор, как компания British Gas впервые обнаружила его в 1999 году, природное месторождение у побережья Газы, объем которого оценивается 30 млрд кубометров газа, застрял в израильско-палестинском конфликте.

В 2000 году, на следующий день после того, как лидер палестинских националистов Ясир Арафат приветствовал открытие месторождения, разразилась вторая интифада. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон остановил проект, предупредив, что прибыль не должна попасть в руки ХАМАС и другим боевикам.

Но быстро развивающийся глобальный энергетический рынок и расширение регионального энергетического сотрудничества подстегнули прогресс, и, наконец, доступ к одному из немногих, потенциально прибыльных природных ресурсов Палестины может быть открыт, заявили палестинцы, участвующие в переговорах.

В октябре министр нефти Египта Тарек эль-Молла объявил о заключении рамочного соглашения между египетской и палестинской сторонами при тщательном надзоре и неофициальном согласии Израиля. Палестинская администрация ратифицировала сделку в том же месяце и заявила, что ждет, пока Израиль, который планирует привести к присяге свое следующее правительство, отправит официальное «письмо утешения», чтобы официально дать зеленый свет проекту.

Новый избранный премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в 2011 году назвал это предложение «хорошим для стабильности, хорошим для процветания и хорошим для мира». А палестинские переговорщики заявили, что получили положительные сигналы от израильтян при обсуждении этого вопроса в последние годы на Восточно-Средиземноморском газовом форуме, в котором и Израиль и Палестина являются государствами-членами.

Офисы Нетаньяху и Бецалеля Смотрича, главы крайне правой Религиозно-сионистской партии, которая, как ожидается, станет второй по величине в новом правительстве Израиля, не ответили на запросы о комментариях по текущему проекту в Газе.

«Израиль изменился», — сказал бывший министр планирования Палестины Гассан Хатиб. «Он постепенно все меньше заинтересован в том, чтобы сделать Палестинскую автономию жизнеспособной, потому что он больше не убежден в идее двух государств», в которых независимая Палестина будет существовать рядом с Израилем.

Но даже если все это предприятие будет одобрено Израилем, Палестинская администрация все равно столкнется со своим заклятым соперником, ХАМАС, который ожидаемо потребовал свою долю прогнозируемой прибыли.

«Мы не позволим, чтобы газ был монополизирован, а Газа не могла в полной мере воспользоваться им», — заявил The Washington Post член политбюро ХАМАС Гази Хамад.

На церемонии в сентябре ХАМАС вывесил транспаранты возле гавани Газы с надписью: «Наш газ — наше право».

До сих пор не разглашаемая сделка предоставляет 27,5% акций PIF и еще 27,5% расположенной в Афинах и принадлежащей палестинцам компании Consolidated Contractors Company (CCC). Остальные 45% достанется египетскому консорциуму EGAS. Согласно соглашению, газ будет разрабатываться в палестинских водах, затем транспортироваться по 65-километровому подводному трубопроводу на египетские перерабатывающие предприятия, где он будет сливаться с египетской энергосистемой, а затем продаваться на экспорт палестинцам и другим странам.

«Это должно быть коммерческое соглашение между компаниями-разработчиками и покупателями, не связанное с политикой», — сказал палестинский чиновник на условиях анонимности.

Перспективы появляются, когда Европа прочесывает землю в поисках альтернатив российскому газу и нефти, особенно в восточном Средиземноморье.

Морские газовые месторождения Газы, известные как Gaza Marine 1 и 2, расположены в 37 километрах от побережья. Предполагаемый запас в миллиарды кубометров газа — это капля в море по сравнению с ежегодным использованием Европы; это месторождение также значительно меньше, чем израильские газовые месторождения.

Но будущая энергетическая стратегия Европы будет преднамеренно диверсифицированной, и Мильхем, председатель Палестинского энергетического управления, сказал, что важным мотиватором было давление извне.

«Кризис на Украине, разразившийся одновременно с активизацией деятельности в восточном Средиземноморье, помог продвинуть газовую сделку», — сказал он.

Мхаймар Абусада, адъюнкт-профессор политологии Университета Аль-Азхар в Газе, сказал, что палестинские официальные лица также приняли к сведению октябрьское соглашение Израиля с Ливаном, страной, с которой он технически все еще находится в состоянии войны.

В рамках своей предвыборной кампании Нетаньяху назвал заключенную при посредничестве США сделку, которая позволит Израилю и Ливану разрабатывать потенциально богатые морские газовые месторождения, «исторической капитуляцией» перед «Хезболлой», поддерживаемым Ираном движением, базирующемся в Ливане.

Но Абусада сказал, что палестинцы были воодушевлены, увидев, что сделка, которая первоначально вызвала сопротивление со стороны «Хезболлы», в конечном итоге была заключена.

«Палестинцы считают, что есть региональный и международный интерес к разработке этого газового месторождения в Газе», — сказал он.

Газ приблизит палестинцев к энергетической независимости от Израиля, их крупнейшего поставщика. Западный берег импортирует 750 мегаватт из своего общего потребления в 850 мегаватт. Газа использует 120 мегаватт израильской электроэнергии, а также израильское топливо для своей электростанции, которая производит около 45 мегаватт.

В августе, во время последней вспышки конфликта с Израилем, регулярные отключения электроэнергии в Газе длились до 12 часов, больницы работали на генераторах, пока медицинский персонал ухаживал за ранеными.

Местные жители опасаются, что либо Израиль, либо Палестинская автономия, а скорее всего, оба будут мешать завершению газового проекта.

«В Газе есть много ресурсов — древности, газ, рабочая сила — но никто не использует эти ресурсы должным образом», — сказал житель лагеря беженцев Аль-Шати к западу от города Газа.

«Палестинская администрация не заботится о Газе; для них газовое месторождение является источником денег», — сказал Рами Суси, 35-летний строитель из того же лагеря, который выразил мнение, что прибыль от газа все равно будет растрачена коррумпированными политиками.